Утверждаю

И.о. ректора ФГБОУ ДПО "Институт

развития профессионального образования"

Н.М.ЗОЛОТАРЕВА

31 мая 2023 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ, В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа), направлена на реализацию развития и совершенствования деятельности по оказанию социальной, правовой и иной необходимой помощи и поддержки детям-сиротам, в том числе в сфере образования.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются следующие гарантии <1>;

--------------------------------

<1> Статья 6 Закона N 159-ФЗ; ч. 5 ст. 36, ч. 4 ст. 68, ч. 6 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117; пункты 3, 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1116, п. 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457, ч. 6 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443.

1) преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях;

2) право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);

3) право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);

4) полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных средств;

5) право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, - детям, обучающимся по основным образовательным программам;

6) сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;

7) право на переход с платного обучения на бесплатное при обучении в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, при отсутствии на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения.

В целях совершенствования деятельности по оказанию социальной, правовой и иной необходимой помощи и поддержки детям-сиротам, а также лицам из их числа федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования", подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации, предлагаются следующие последовательные мероприятия. В качестве визуализации описанного далее механизма сопровождения детей-сирот и лиц из их числа ниже представлена следующая блок-схема (рис. 1).

00000001.jpg

Рис. 1. Механизм сопровождения детей-сирот и лиц из их числа

Прежде всего, для организации комплексного сопровождения необходимо укомплектовать кадровый состав образовательной организации компетентной психологической службой в прямой взаимосвязи с органами социальной защиты для выстраивания несовершеннолетними прочных отношений со значимыми взрослыми в целях контроля за проблемным поведением и преодоления социальной изолированности при получении детьми обучения в рамках образовательного процесса.

В период обучения детей-сирот и лиц из их числа в общеобразовательных организациях (школах) для повышения качества ориентации в спектре профессий и специальностей различных отраслей экономики необходима не только организация профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях начиная с 6-го класса, но и дополнительная внеурочная подготовка по основным школьным программам, а также искусственному интеллекту и программированию.

Профориентационные мероприятия и дополнительные курсы помогут определить наличие предрасположенности к той или иной профессии. Необходимо проводить исследование ежегодно до момента выпуска из школы, что позволит выстроить индивидуальную траекторию поступления детей-сирот и лиц из их числа в профессиональную образовательную организацию. Для сопровождения поступления рекомендуется разработка индивидуальных дорожных карт. Дорожная карта содержит план профориентационных мероприятий на период с 6-го класса до момента выпуска из школы и включает в себя сопутствующие мероприятия, позволяющие развивать интерес и стремление к изучению предметов, необходимых для поступления в профессиональную образовательную организацию на выбранную профессию или специальность. В дорожной карте также могут найти отражение результаты диагностических профориентационных мероприятий. Примерный проект типовой дорожной карты (паспорта) представлен в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям. Корректирующие мероприятия определяются образовательной организацией.

До момента выпуска из школы сопровождение детей-сирот и лиц из их числа осуществляет социальный педагог <1> или иной педагогический работник, на которого возложены данные полномочия в соответствии с должностными обязанностями. В качестве социально-педагогической деятельности данный сотрудник оказывает помощь детям-сиротам и лицам из их числа в процессе социализации, освоения социокультурного опыта, в создании условий самореализации в обществе. В целях реализации поставленных задач в части профориентации могут быть применены различные инструменты.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 N АК-923/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением).

С целью построения единой системы профориентационной деятельности Минпросвещения России разработана единая модель профориентации (приложение 2) <2>, в основу которой заложен профориентационный минимум. Целевой аудиторией являются обучающиеся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

--------------------------------

<2> При данной публикации не приводится. См. на нашем сайте в сети "Интернет" по адресу http://ovd.com.ru/doc99.pdf. - Ред.

Профминимум - единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.

Он включает в себя три уровня:

- базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год);

- основной уровень (не менее 60 часов в учебный год);

- продвинутый уровень (не менее 80 часов в учебный год).

В свою очередь каждый уровень профминимума реализуется в рамках следующих направлений:

1) профильные предпрофессиональные классы;

2) урочная деятельность;

3) внеурочная деятельность;

4) воспитательная работа;

5) дополнительное образование;

6) профобучение;

7) взаимодействие с родителями или законными представителями.

Одним из инструментов может стать проект "Билет в будущее".

"Билет в будущее" - проект по профориентации школьников, который помогает подросткам с выбором траектории карьерного развития. На цифровой платформе проекта (https://bvbinfo.ru) возможно пройти двухэтапную профориентационную диагностику, подобрать в "Примерочной профессий" интересные школьнику варианты карьеры, получить информацию по новым профессиям будущего.

В качестве профориентации школьников также возможно привлечение внимания детей-сирот и лиц из их числа к конкурсам и проектам, организуемым президентской платформой "Россия - страна возможностей": конкурсы "Большая перемена", "Моя страна - моя Россия", а также проекты "Другое дело", "Экософия", #МЫВМЕСТЕ и другие. Для активных участников, финалистов и победителей проектов и конкурсов президентской платформы существует программа поощрительных поездок, проект "Больше, чем путешествия". Программы туров включают в себя встречи с выдающимися экспертами и лидерами мнений в различных сферах: от политики и бизнеса до общественной деятельности и науки. Туры представлены по пяти тематикам: инновации и промышленность; наука и образование; туризм, культура и спорт; устойчивое развитие и экология; бизнес и предпринимательство.

На региональном уровне профориентацией детей-сирот и лиц из их числа могут заниматься некоммерческие организации, например, благотворительные фонды. Как пример можно привести фонд "Арифметика добра" (г. Москва), в стратегию которого входит помощь воспитанникам и выпускникам организаций для детей-сирот и лиц из их числа в обретении значимого взрослого - наставника, который поможет в том числе определиться с выбором профессии.

Одним из оптимальных инструментов профессионального определения являются профессиональные пробы, которые могут быть организованы на базе профессиональных образовательных организаций. В результате таких мероприятий школьники не только получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, но и знакомятся с образовательной организацией и ее сотрудниками.

В целях получения детьми-сиротами и лицами из их числа консультационной и диагностической помощи по вопросам профориентации социальный педагог (или ответственный педагогический работник) может предложить законным представителям несовершеннолетних обратиться в Центры опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) или Базовые профессиональные образовательные организации (далее - БПОО).

На сегодняшний день ЦОПП - это многофункциональные площадки, которые являются агрегаторами образовательных ресурсов, а также способствуют профессиональной навигации и определению выбора профессии.