Функционал и возможности ЦОПП по вопросам организации и сопровождения детей-сирот и лиц из их числа по профориентационной деятельности в сфере среднего профессионального образования представлен следующим алгоритмом

Функционал и возможности ЦОПП по вопросам организации и сопровождения детей-сирот и лиц из их числа по профориентационной деятельности в сфере среднего профессионального образования представлен следующим алгоритмом.

1. Налаживание контактов с муниципальными управлениями образования и школами-интернатами в рамках выявления детей-сирот и лиц из их числа с целью вовлечения их в профориентационную работу (заключение соглашений о сотрудничестве со школами-интернатами в рамках сетевого взаимодействия).

2. Диагностика профессиональных интересов и предпочтений. Выявление лиц, остро нуждающихся в профориентационном индивидуальном консультировании (профессиональное тестирование проводится с учетом мнения законных представителей).

3. Проведение индивидуальных консультаций по результатам диагностики, выбора дальнейшего профессионального пути.

4. Информационное сопровождение: приглашение выпускников на Дни открытых дверей в профессиональные образовательные организации (далее - ПОО), предложение профориентационного контента по выбору профессиональных образовательных организаций высшего и среднего образования.

5. Формирование индивидуальных карт профессиональной траектории, в которую включены профессиональные пробы и профориентационные мероприятия ЦОПП.

6. Организация экскурсий и мастер-классов в ПОО с последующим проведением профессиональных проб с учетом интересов и способностей детей-сирот и лиц из их числа.

7. Проведение профориентационных мероприятий, профориентационных игр, профориентация в рамках летних лагерей и в каникулярное время.

8. Проведение онлайн-мероприятий, в том числе "Навигатора абитуриента" в рамках координации ЦОПП приемной кампании в ПОО региона.

9. Информирование о различных возможностях на информационных ресурсах ЦОПП, который осуществляет информирование детей-сирот и лиц из их числа, законных представителей о ПОО и реализуемых направлениях подготовки, а также о рынке труда и наличии банка вакансий путем размещения информации на платформе ЦОПП и в социальных сетях. Также ЦОПП проводит рассылку информации о днях открытых дверей и родительских собраниях для абитуриентов и их опекунов (законных представителей), приглашает детей на региональные выставки, такие как "Образование и карьера", в целях ознакомления с ПОО и реализуемыми направлениями подготовки в регионе.

10. ЦОПП организует просветительские мероприятия, возможно выездного характера (на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в т.ч. с участием учреждений ПОО региона.

11. Организация знакомства с профессиями, экскурсий на предприятия (встречи проходят с участием представителей профессиональных образовательных организаций, а также представителей работодателя).

12. Участие в региональном проекте "Первая профессия" для учащихся 8 - 11-х классов по программам профессиональной подготовки в количестве 144 часов (при успешном завершении обучения [квалификационный экзамен] выдается свидетельство о присвоении профессии рабочего, должности служащего), организация стажировок для детей.

13. Перед поступлением в образовательные организации системы СПО дети-сироты и лица из их числа могут пройти обучение по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, разработанным ЦОПП.

В целях участия в профориентационных мероприятиях и (или) получения индивидуальной консультации законные представители детей-сирот и лиц из их числа могут обратиться в выбранный ЦОПП субъекта Российской Федерации посредством телефонной связи или направления заявки через сайт соответствующего ЦОПП. Предоставление необходимой информации также осуществляется на сайте региональных органов власти по социальной защите населения.

Для оказания поддержки в процессе профориентации для детей-сирот и лиц из их числа, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, возможно привлечение БПОО.

БПОО проводят консультационную работу с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями в аспекте построения профессиональной образовательной траектории:

- выбор профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации (с учетом особенностей нозологии обучающегося);

- выбор программ среднего профессионального образования и профессионального обучения;

- выбор программ дополнительного профессионального образования;

- организация профориентационных мероприятий;

- консультирование по вопросам поступления в профессиональную образовательную организацию, а также организации высшего образования в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся;

- организация психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения (оказание консультационной поддержки специалистов службы сопровождения БПОО);

- организация проведения психолого-медико-социальной комиссии для лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью построения индивидуальной образовательной траектории и создания специальных образовательных условия обучения.

В целях получения консультационной помощи законные представители детей-сирот и лиц из их числа с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья могут обратиться в выбранную БПОО субъекта Российской Федерации. Предоставление необходимой информации о наименовании и контактах соответствующих организаций, наличии профессий и специальностей, а также их доступности с учетом различных нозологических групп несовершеннолетних, осуществляется на официальном сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию в разделе "Атлас доступных профессий" (https://fmc-spo.ru/atlas).

Таким образом, ключевой задачей данных рекомендаций является профессиональная помощь детям-сиротам и лицам из их числа в том, чтобы воспользоваться своими преференциями для получения любимой профессии и дальнейшего трудоустройства, в результате которой у указанной категории граждан вырабатываются повышение мотивации к труду, профессиональное самоопределение, уменьшение риска возникновения трудностей в составлении профессиональных планов и жизненной перспективы.