Раздел III. Информационная база актуарной деятельности Фонда

6. Для осуществления актуарной деятельности Фонда используются данные официальной статистической и ведомственной отчетности и информационных систем, выбор которых производится исходя из следующих требований:

достоверность;

полнота охвата;

актуальность;

сопоставимость;

учет законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы функционирования систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а также иных нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Фонда и оказывающих влияние на финансовое состояние Фонда;

учет факторов, влияющих на финансовое состояние Фонда;

задача актуарного оценивания;

наличие отчетной и иной доступной информации.

7. Актуарная служба Фонда обосновывает выбор данных, необходимых для выполнения задачи актуарного оценивания по каждому объекту актуарной деятельности Фонда, рассмотрев все источники информации, соответствующие требованиям, указанным в пункте 6 стандарта.

8. Для актуарных расчетов демографических параметров данные, предусмотренные пунктом 7 стандарта, могут включать:

а) демографическую статистику и прогнозные данные:

численность населения, родившихся, умерших, прибывших, выбывших;

показатели рождаемости населения (в том числе таблиц рождаемости населения - средний возраст матери, брутто-коэффициент воспроизводства, нетто-коэффициент воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости, возрастной коэффициент рождаемости, кумулятивный коэффициент рождаемости, среднее число рождений в данном возрасте, среднее число рождений к данному возрасту, ожидаемое число рождений);

показатели смертности населения (в том числе таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни населения - число умерших на 1000 человек соответствующего пола и возраста, число доживающих до данного возраста, число умирающих в данном возрастном интервале, вероятность умереть в данном возрасте, вероятность дожить до конца возрастного интервала, число живущих в данном возрастном интервале, число человеко-лет жизни в возрасте старше данного, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, коэффициент дожития), в том числе по причинам смерти;

показатели, характеризующие миграционные процессы (включая внешнюю и внутреннюю миграцию);

показатели заболеваемости и инвалидизации населения.

Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные показатели демографической статистики и прогнозных данных.

Демографическая статистика и прогнозные данные, используемые актуарной службой Фонда в процессе осуществления актуарной деятельности, представляются Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил по одногодичным возрастно-половым группам, за исключением случаев, когда такая детализация не предусмотрена органом, являющимся субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование официальной статистической информации;

б) демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц:

численность;

показатели смертности зарегистрированных и (или) застрахованных лиц (в том числе таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни указанных лиц);

таблицы прибытия в категорию (выбытия из категории);

таблицы выбытия инвалидов.

Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц.

Демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц, используемые актуарной службой Фонда в процессе осуществления актуарной деятельности, представляются Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил при наличии возможности:

по одногодичным возрастно-половым группам;

по признаку жизни (живые, умершие, живые и умершие);

по региону регистрации (проживания) либо в случае отсутствия данной информации по региону регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета и (или) по региону подачи индивидуальных сведений;

по признаку занятости;

по признаку начисления и (или) уплаты страховых взносов;

по признаку пенсионера (пенсионер, не пенсионер);

по основным категориям застрахованных лиц исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

по категориям застрахованных лиц, занятых на рабочих местах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренным законодательством Российской Федерации (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда и др.);

по видам выплат (страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца и др.);

по видам оснований осуществления выплат (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда и др.).

Демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц могут представляться Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил при наличии возможности в иной детализации.

9. Для актуарных расчетов макроэкономических параметров данные, предусмотренные пунктом 7 стандарта, могут включать следующие макроэкономические показатели:

валовый внутренний продукт, валовый региональный продукт;

фонд заработной платы и выплаты социального характера;

оплата труда по данным системы национальных счетов, в том числе оплата труда, не наблюдаемая прямыми статистическими методами, иные показатели системы национальных счетов;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике;

доходы предпринимателей;

распределение работников по размерам заработной платы;

индекс потребительских цен, индекс-дефлятор валового внутреннего продукта;

минимальный размер оплаты труда;

прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения, уровень бедности, иные социально-экономические индикаторы бедности;

денежные доходы, расходы и сбережения населения и их структура.

Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные макроэкономические показатели.

Макроэкономические показатели, используемые актуарной службой Фонда в процессе осуществления актуарной деятельности, представляются Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил по видам экономической деятельности, за исключением случаев, когда их сбор по видам экономической деятельности не предусмотрен формами федерального статистического наблюдения и задачей актуарного оценивания.

10. Для актуарного оценивания условий формирования прав застрахованных лиц актуарная служба Фонда использует следующие данные по рынку труда:

баланс трудовых ресурсов;

численность рабочей силы и населения, не входящего в состав рабочей силы, занятых, безработных, наемных работников, индивидуальных предпринимателей и других категорий занятых, продолжительность занятости, безработицы и стажа и иные характеристики, прибытие и выбытие работников, использование рабочего времени;

условия труда, производственный травматизм;

затраты труда.

Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные данные по рынку труда.

11. Для актуарного оценивания условий финансового обеспечения выполнения обязательств Фонда перед всеми категориями зарегистрированных и (или) застрахованных лиц актуарная служба Фонда использует:

а) нормы законодательства Российской Федерации по начислению и уплате страховых взносов, исчислению пенсионных прав и прав на иные виды выплат, осуществляемых Фондом, установлению и выплате пенсий и иных выплат;

б) информацию о размерах (объемах) страховых взносов, межбюджетных трансфертов, иных поступлений в бюджет Фонда, расходов по источникам и направлениям финансирования, дефицита, об обеспеченности бюджета Фонда собственными средствами - по программам и подпрограммам обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования;

в) экономические и социально-трудовые характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц.

12. Ретроспектива данных, необходимых для осуществления актуарного оценивания, определяется актуарной службой Фонда таким образом, чтобы разработать обоснованные предположения о развитии демографических, макроэкономических, социально-трудовых и прочих факторов, влияющих на функционирование систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

13. Степень детализации данных, предусмотренных пунктом 7 стандарта, определяется актуарной службой Фонда в соответствии с задачами актуарного оценивания, а также с учетом необходимости обеспечить реализацию методологии актуарной деятельности на выбранной актуарной модели.

14. Допустимыми источниками данных для актуарного оценивания являются внутренние и внешние источники.

15. К данным из внутренних источников относятся данные внутренней отчетности Фонда и выборки из информационных систем (подсистем) Фонда.

16. К данным из внешних источников относятся:

официальная статистическая информация, представляемая Федеральной службой государственной статистики и иными субъектами официального статистического учета;

официальные демографические прогнозы Федеральной службы государственной статистики;

официальные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Министерством экономического развития Российской Федерации;

официальные данные федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, размещенные в открытых источниках информации, государственных информационных системах, оператором которых является Фонд, иных государственных информационных системах или представленные по запросу.

17. Актуарная служба Фонда проводит проверку данных, предусмотренных пунктом 7 стандарта, на полноту, внутреннюю непротиворечивость, достоверность, точность и актуальность. Проверка актуарной службой Фонда указанных данных может включать в себя следующие действия:

сравнение с данными, использовавшимися при проведении предыдущего актуарного оценивания;

проверка того, что значения данных лежат в приемлемых пределах;

проверка того, что данные согласуются с данными из других источников;

проверка данных на непротиворечивость;

проверка данных на полноту соответствия задаче актуарного оценивания.

При выявлении фактов отсутствия полноты, достаточности, актуальности, достоверности, иных дефектов полученных данных актуарная служба Фонда применяет меры по их замене или обработке статистическими методами для расчета недостающих показателей.

18. Использование актуарной службой Фонда информации из неофициальных источников допустимо в случае отсутствия или невозможности получения необходимых для осуществления актуарной деятельности данных, предусмотренных пунктом 7 стандарта, из допустимых источников, невозможности их расчета на основании имеющихся данных, полученных из допустимых источников, при условии, что данные из неофициальных источников пройдут проверку на полноту, внутреннюю непротиворечивость, точность и актуальность и в актуарном заключении будет отражена оценка степени их влияния на качество результатов актуарной деятельности.

19. Исходя из задач актуарного оценивания актуарная служба Фонда может обосновать и применять в актуарных расчетах предположения (допущения), которые дополняют отсутствующие параметры объекта оценивания и (или) условий и факторов его функционирования.

20. При осуществлении актуарного оценивания используемые предположения (допущения) могут охватывать следующие направления:

демографические предположения (допущения) об изменении численности населения и его демографических характеристик при расширении горизонта прогноза Федеральной службы государственной статистики;

макроэкономические предположения (допущения) об изменениях макроэкономических показателей при расширении горизонта прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации;

предположения (допущения) об изменении характеристик и структуры рынка труда, тарифной политики, требований к показателям, определяющим право на выплаты по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию, государственному пенсионному обеспечению, иным реализуемым Фондом программам, существенных для формирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию.