Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

22.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (абазинскому) языку на уровне основного общего образования

22.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (абазинскому) языку на уровне основного общего образования.

22.11.1. В результате изучения родного (абазинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (абазинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (абазинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (абазинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (абазинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (абазинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (абазинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

22.11.2. В результате изучения родного (абазинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, навыки совместной деятельности.

22.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

22.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

22.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

22.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (абазинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

22.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

22.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

22.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

22.11.3. Предметные результаты освоения программы по родному (абазинскому) языку. К концу 5 класса обучающийся научится:

характеризовать язык как средство общения, осознавать значимость владения родным языком;

понимать роль абазинского языка как одного из государственных языков Карачаево-Черкесской Республики;

ориентироваться в основных разделах и характеризовать основные единицы абазинского языка;

определять типы речи;

характеризовать фонетику как раздел науки о языке;

классифицировать гласные и согласные звуки абазинского языка;

различать способы образования звуков абазинского языка, классифицировать согласные звуки по способу и месту образования;

соблюдать правила орфоэпии и осознавать важность их соблюдения в речи; пользоваться словарями;

учитывать особенности произношения слов, заимствованных из русского языка;

выделять слоги в слове, объяснять правила постановки ударения в слове;

осуществлять фонетический разбор слов;

характеризовать графику как раздел науки о языке;

соотносить звуки и буквы в словах, определять звуки, обозначаемые несколькими разными знаками;

давать определение лексикологии как разделу науки о языке, определять понятие "словарный запас";

определять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слов;

характеризовать литературный язык и диалекты абазинского языка;

применять изученные правила абазинского речевого этикета;

пользоваться словарями абазинского языка;

различать исконно абазинские слова и заимствования, находить интернациональные слова и давать их характеристику;

характеризовать неологизмы и устаревшие слова;

употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, пользоваться словарями синонимов, антонимов и омонимов;

выделять фразеологизмы, использовать фразеологические словари;

выделять крылатые выражения и объяснять их;

проводить лексический разбор слов;

характеризовать морфемику как раздел науки о языке;

определять различные морфемы в словах, выделять однокоренные слова;

определять производные и непроизводные основы, словообразующие и формообразующие аффиксы;

владеть основными понятиями орфографии, отрабатывать правила орфографии, в том числе правила переноса слов;

объяснять правила написания гласных букв в приставках и суффиксах;

применять правила написания сложных слов (слитное, дефисное, раздельное);

выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов;

владеть информацией о лингвистических словарях;

характеризовать морфологию как раздел языкознания;

различать самостоятельные и служебные части речи;

характеризовать имена существительные, называть их грамматические признаки;

различать имена существительные, указывающие на класс человека и класс природы;

различать собственные и нарицательные имена существительные;

различать определенные и неопределенные имена существительные;

правильно употреблять собственные имена существительные и имена существительные с притяжательными приставками;

находить в предложениях имена существительные, употребляемые в форме только единственного или только множественного числа;

применять на практике правила образования и правописания имен существительных;

выполнять морфологический разбор имен существительных;

писать рассказ-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-описание;

владеть правилами построения диалога, определять основные признаки монолога и диалога;

объяснять различия между языком и речью;

объяснять, почему слово является важнейшей единицей языка;

характеризовать типы речи по форме использования языка, условиям и задачам общения, по обобщенному значению (повествование, описание, рассуждение).

22.11.4. Предметные результаты освоения программы по родному (абазинскому) языку. К концу 6 класса обучающийся научится:

определять значение изучения родного языка;

характеризовать абазинский язык как средство сохранения и трансляции культуры и традиций народа;

характеризовать имя прилагательное как часть речи, объяснять общее грамматическое значение, определять морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных;

различать качественные и относительные имена прилагательные;

образовывать степени сравнения имен прилагательных, правильно употреблять их в речи;

учитывать правила написания имен прилагательных;

производить морфологический разбор имен прилагательных;

характеризовать роль и значение имен числительных, называть их функции в предложении;

определять разряды имен числительных, выявлять дробные и кратные числительные;

различать грамматические классы числительных;

выполнять морфологический разбор имен числительных;

определять общее грамматическое значение местоимений и их функции в предложении;

заменять существительные местоимениями в речи;

различать разряды местоимений; правильно писать местоимения;

выполнять морфологический разбор местоимений;

писать сочинение-рассуждение, изложение-повествование, изложение-описание, рассказ-описание, подготавливать и защищать презентации, писать рефераты;

различать типы монолога; составлять, оформлять и воспроизводить различные виды диалога.

22.11.5. Предметные результаты освоения программы по родному (абазинскому) языку. К концу 7 класса обучающийся научится:

характеризовать абазинский язык как развивающееся явление;

объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории абазинского народа;

рассуждать о значении родного языка и его влиянии на формирование личности;

характеризовать глагол как часть речи, определять функции глагола в предложении;

определять начальную форму глагола;

различать переходные и непереходные глаголы, изменять переходные глаголы по лицам;

различать динамические и статические глаголы;

образовывать временные формы глаголов (настоящее, прошедшее, будущее времена);

различать наклонения глаголов (изъявительное, повелительное, условное, сослагательное, желательное);

образовывать и употреблять отрицательную и вопросительную формы глагола;

различать глаголы, образованные с помощью различных аффиксов:

образовывать и правильно употреблять в речи глаголы, образованные с помощью аффиксов: р, з, чв, ч, ма, тш, ан, ъа, ахьъа, ш, зл (а), х, л, дз (а), чв (а), гвыщ (а).

выполнять морфологический разбор глагола;

создавать опорный конспект;

различать типы монолога, самостоятельно моделировать различные типы монолога на заданные темы;

составлять диалоги различных типов.

22.11.6. Предметные результаты освоения программы по родному (абазинскому) языку. К концу 8 класса обучающийся научится:

характеризовать процесс формирования абазинского литературного языка, объяснять значение родного языка в жизни народа, его влияние на становление личности;

приводить сведения об абазинских ученых-лингвистах;

выявлять черты родства между абазинским и другими языками абхазо-адыгской семьи;

характеризовать причастие как часть речи, выявлять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять функции причастия в предложении;

образовывать формы причастий, правильно писать причастия;

выполнять морфологический разбор причастий;

характеризовать деепричастие как особую форму глагола, выделять глагольные и наречные признаки деепричастия;

определять общее грамматическое значение и роль деепричастий в предложении;

использовать различные способы образования деепричастий;

образовывать отрицательные деепричастия;

владеть правилами написания деепричастий;

выполнять морфологический разбор деепричастий;

характеризовать наречие как часть речи, определять общее грамматическое значение наречия, различать группы наречий по значению;

объяснять способы образования наречий;

образовывать сравнительную степень наречий;

применять правила написания наречий;

проводить морфологический разбор наречий;

характеризовать служебные части речи и различать их виды (союзы, частицы, междометия и звукоподражания), определять функции служебных частей речи, находить их в текстах, правильно писать и употреблять в устной речи;

проводить морфологический разбор служебных частей речи;

характеризовать синтаксис как раздел языкознания;

классифицировать словосочетания по характеру главного слова, находить главное и зависимое слова в словосочетании, различать простые и сложные словосочетания;

моделировать и употреблять в речи словосочетания с разными способами связи слов;

выполнять синтаксический разбор словосочетаний;

характеризовать предложения, объяснять различия между словосочетанием и предложением;

составлять предложения разных видов;

выявлять особенности простых предложений;

выделять грамматическую основу предложений, находить второстепенные члены предложения;

характеризовать главные члены предложения, выявлять способы выражения подлежащего, различать сказуемые разных типов;

устанавливать правильный порядок слов в предложении;

характеризовать второстепенные члены предложения, различать их виды;

различать простые и сложные предложения;

правильно употреблять знаки препинания в предложения разных типов;

проводить синтаксический анализ простого предложения;

подготавливать научное сообщение и выступать с ним;

составлять монологи и диалоги различных типов, работая в парах и группах, оценивать диалоги других обучающихся.

22.11.7. Предметные результаты освоения программы по родному (абазинскому) языку. К концу 9 класса обучающийся научится:

осознавать абазинский язык как форму выражения национальной культуры, оценивать связь родного языка с историей народа, определять национально-культурную специфику абазинского языка;

описывать периоды формирования абазинского литературного языка;

характеризовать процесс создания и развития абазинской письменности;

определять особенности сложного предложения, классифицировать сложные предложения;

объяснять роль интонации в связи частей сложного предложения;

различать союзы и союзные слова, связывающие части сложных предложений;

определять сложносочиненные предложения, произносить предложения с соответствующей интонацией и ставить знаки препинания с использованием правил пунктуации в сложных предложениях, проводить подробный анализ разных типов сложных предложений;

классифицировать бессоюзные сложные предложения по значению, правильно употреблять знаки препинания в них;

выделять разновидности инфинитных конструкций предложения, моделировать предложения с инфинитными конструкциями, правильно употреблять знаки препинания при инфинитных конструкциях;

характеризовать предложения с обращениями, объяснять значение интонации, обособлять обращения в предложениях;

определять вводные слова и вставные конструкции и правильно оформлять их при письме;

оформлять прямую речь при письме, переводить прямую речь в косвенную, косвенную в прямую, письменно оформлять цитаты;

создавать монологи и диалоги разных видов на заданные темы;

писать подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста;

перечислять основные языковые нормы абазинского языка (в пределах изученного);

пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;

различать стили речи, анализировать тексты различных стилей.