Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

22.10. Содержание обучения в 9 классе

22.10. Содержание обучения в 9 классе.

22.10.1. Язык, общие сведения о языке.

Родной язык - основа существования народа.

Абазинский язык как форма выражения национальной культуры. Взаимосвязь языка с историей народа. Национально-культурная специфика абазинского языка.

Значение формирования абазинского литературного языка. История абазинской письменности. Абазинский язык в современном мире.

Абазинский язык - один из государственных языков Карачаево-Черкесской Республики.

22.10.2. Разделы науки о языке.

22.10.2.1. Синтаксис и пунктуация.

Понятие о сложном предложении, его отличие от простого предложения.

Связь частей сложного предложения с помощью интонации.

Способы связи частей сложного предложения с помощью союзов и союзных слов. Специфика сложных предложений в абазинском языке.

Классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные.

Понятие о сложносочиненном предложении.

Типы сложносочиненных предложений по способу связи: с соединительными, противительными и разделительными отношениями.

Средства связи между частями сложносочиненного предложения.

Союзы и союзные слова как средство связи.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению.

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Обособление частей бессоюзного сложного предложения с помощью запятой и точки с запятой.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

Тире в бессоюзных сложных предложениях.

Сложные предложения, в которых содержатся союзная и бессоюзная связь.

Пунктуационное оформление сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Синтаксический разбор сложных предложений.

Инфинитная конструкция.

Общая характеристика инфинитной конструкции.

Виды инфинитных конструкций: временные, обстоятельства, образа действия, причины, цели, условные, уступительные.

Сравнительная конструкция.

Место инфинитных конструкций в предложении.

Знаки препинания в предложениях с инфинитными конструкциями.

Обращение.

Обращение как способ осложнения простого предложения.

Функции обращения, характеристика интонации.

Способы выражения. Позиция в предложении.

Распространенные и нераспространенные обращения.

Употребление частиц при обращениях.

Знаки препинания при обращениях.

Вводные слова и вставные конструкции.

Вводные слова и вводные предложения как способ осложнения простого предложения. Позиция в предложении.

Вставные конструкции и их функции.

Знаки препинания при вводных предложениях и вставных конструкциях.

Способы передачи чужой речи.

Прямая и косвенная речь.

Предложения с прямой речью.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Способы преобразования прямой речи в косвенную речь.

Слова автора внутри прямой речи.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь.

Диалог. Способы оформления диалога.

Цитата. Способы выделения цитаты.

22.10.3. Речь, речевое общение и культура речи.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).

Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.

Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, пунктуационных) абазинского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.

Обзор стилей речи: разговорного, художественного, публицистического, официально-делового, научного.