Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

34.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне основного общего образования

34.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне основного общего образования.

34.11.1. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (даргинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (даргинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (даргинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (даргинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (даргинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (даргинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

34.11.2. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

34.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

34.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

34.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

34.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (даргинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

34.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

34.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

34.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

34.11.3. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

осознавать богатство и выразительность даргинского национального языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;

определять основные единицы языка (звук, отличия звука и буквы; характеристика гласных и согласных звуков, лексическое значение, происхождение, использование слова, части слова, средства образования слов, словосочетание, предложение) и их признаки, узнавать их признаки, проводить разбор: фонетический, лексический разбор, разбор по составу слова; использовать в речи;

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

понимать тексты разных типов в разговорном, научном, художественном стиле; овладеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;

передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге или полилоге на основе жизненных наблюдений объемом не менее 3 реплик;

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, просмотровым, изучающим, поисковым, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов, пересказывать текст с изменением лица рассказчика;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 140 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

выделять микротемы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);

создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи (повествование, описание);

переводить с русского на даргинский язык повествовательные тексты;

использовать в речи основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного даргинского языка;

использовать при письме основные орфографические правила;

использовать нормы даргинского речевого этикета (приветствие, прощание, поздравление);

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 90 слов, для сжатого изложения - не менее 95 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

различать разговорный, научный, художественный стили;

передавать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации; использовать словари и разную литературу;

выбирать и использовать речевые средства, исходя из цели и темы речи; излагать свое мнение на основе художественных произведений, кинофильмов, радио и телепередач, придерживаясь норм текста;

контролировать, оценивать свою речь; находить речевые и грамматические ошибки, устранять их; исправлять и совершенствовать свою речь;

соблюдать при письме нормы даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 80 - 90 слов, словарного диктанта объемом 10 - 15 слов, диктанта на основе связного текста объемом 80 - 90 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

пользоваться разными видами лексических словарей;

соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

распознавать основные признаки текста;

делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы);

распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

создавать тексты-повествования с использованием жизненного и читательского опыта; тексты с использованием сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений, сочинения объемом не менее 60 слов);

восстанавливать деформированный текст;

осуществлять корректировку восстановленного текста с использованием образца;

владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика;

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

характеризовать звуки;

делить слова на слоги и правильно их произносить;

проводить устно и письменно фонетический разбор слова;

владеть умением правильно интонировать, различать основные элементы интонации;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

определять лексическое значение слов;

употреблять в речи однозначные и многозначные слова в прямом и переносном значении;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов);

распознавать исконно даргинские и заимствованные слова;

употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);

распознавать фразеологизмы;

толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и нейтральными словосочетаниями;

использовать в речи фразеологические обороты с учетом сферы употребления и ситуации общения;

распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова;

находить чередование звуков в морфемах при образовании слов и изменении;

определять основные способы словообразования;

образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

проводить морфемный анализ слов;

правильно произносить и употреблять сложносокращенные слова;

владеть основными понятиями морфологии;

перечислять существенные признаки самостоятельных частей речи;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в даргинском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать существительное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять его грамматические признаки, синтаксическую роль; объяснять его роль в речи;

образовывать и употреблять в речи формы множественного числа имен существительных;

различать и употреблять в речи собственные и нарицательные имена существительные;

распознавать грамматические классы имен существительных;

образовывать падежную форму имен существительных 1, 2, 3 склонения и употреблять ее в речи;

проводить морфологический разбор имен существительных;

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать простые неосложненные предложения; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением;

распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);

определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения (в рамках изученного);

употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях;

разграничивать в предложениях обращение и подлежащее;

объяснять постановку знаков препинания;

соблюдать пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами.

34.11.4. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

иметь представление о роли и значении даргинского языка как национального языка даргинского народа;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);

выступать с сообщением на лингвистическую тему;

участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объемом не менее 4 реплик;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 160 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 130 слов, для сжатого изложения - не менее 135 слов);

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90 - 100 слов, словарного диктанта объемом 15 - 20 слов, диктанта на основе связного текста объемом 90 - 100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи;

характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

выявлять средства связи предложений в тексте;

применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике;

использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста;

проводить смысловой анализ текста его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений, сочинения объемом не менее 80 слов с учетом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;

находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста, выражать факты и явления окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного даргинского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации;

осуществлять речевой самоконтроль;

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом, фразеологизмов;

оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты с использованием знаний норм современного даргинского литературного языка;

характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи;

перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;

анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение);

применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

владеть основными понятиями морфологии;

распознавать самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол), проводить их анализ и разбор; использовать в речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного;

объяснять роль прилагательного в речи;

различать качественные, относительные формы имен прилагательных по значению и грамматическим свойствам;

правильно произносить и писать падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа;

группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам;

правильно образовывать степени сравнения качественных имен прилагательных;

изменять имена прилагательные по числам и классам;

правильно образовывать нужную падежную форму имен прилагательных, требуемую по контексту, и употреблять ее в речи;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, нормы произношения имен прилагательных;

проводить морфологический разбор имен прилагательных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

правильно произносить и писать количественные и дробные числительные; употреблять их в речи в разных падежных формах;

правильно употреблять в речи порядковые и собирательные числительные;

различать разряды имен числительных по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;

характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

соблюдать нормы правописания имен числительных;

проводить морфологический разбор имен числительных;

осознавать особенности имени числительного в даргинском языке по сравнению с русским языком;

распознавать местоимения, определять их общее грамматическое значение;

различать разряды местоимений;

склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;

группировать местоимения по заданным морфологическим признакам;

приводить примеры личных местоимений в именительном и косвенных падежах;

различать значение личных местоимений;

различать вопросительные и относительные местоимения;

проводить морфологический разбор местоимений;

использовать местоимения в предложениях, соблюдая нормы правописания и стили даргинского литературного языка;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в речи;

называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу;

определять по грамматическим признакам и значению глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени;

соблюдать нормы правописания глаголов настоящего времени; правильно образовывать и писать формы прошедшего времени;

правильно образовывать и писать формы будущего времени;

использовать в предложениях глаголы, изменяющиеся по числам и классам;

проводить частичный морфологический разбор глаголов (в рамках изученного).

34.11.5. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

осознавать богатство и выразительность, ценность национального даргинского языка, его роль и основные формы (даргинский литературный язык и территориальные диалекты), разновидности территориальных диалектов;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);

выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик;

владеть различными видами диалога: диалог - запрос информации, диалог - сообщение информации;

устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не менее 110 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 190 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 170 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 180 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 100 - 110 слов, словарного диктанта объемом 20 - 25 слов, диктанта на основе связного текста объемом 100 - 110 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

соблюдать при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности разделения на абзацы, языковые средства выразительности в тексте;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений); сочинения объемом не менее 120 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы;

выделять главную и второстепенную информацию в тексте;

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с использованием знаний норм современного даргинского литературного языка;

характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы;

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);

создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги;

владеть нормами построения текстов публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности);

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

находить, извлекать, выделять, различать, использовать, передавать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, пользоваться лингвистическими словарями, различной литературой;

различать слова самостоятельных и служебных частей речи, определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции, проводить их анализ и разбор, использовать в речи;

проводить морфологический анализ слов самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

определять глагол как часть речи по значению и грамматическим признакам; устанавливать его синтаксическую роль;

определять спряжение глагола, спрягать глаголы;

распознавать переходные и непереходные глаголы;

распознавать типы послелогов по значению;

находить и определять глаголы изъявительного, условного, желательного и повелительного наклонений и правильно употреблять их в речи;

проводить морфологический разбор глаголов;

характеризовать причастие как форму глагола;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова;

конструировать причастные обороты;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;

совершенствовать навыки правописания предложений с причастными оборотами;

определять роль причастия в предложении;

характеризовать деепричастие как форму глагола;

определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

образовывать деепричастия настоящего, прошедшего и будущего времени;

уместно использовать деепричастия в речи;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

конструировать деепричастный оборот;

определять роль деепричастия в предложении;

выделять в деепричастном обороте основное слово, зависимые от деепричастия слова, а также находить глагол, к которому относится деепричастный оборот;

правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

определять масдар (глагол-существительное) как форму глагола по значению и грамматическим признакам, устанавливать его синтаксическую роль;

правильно употреблять масдары в предложениях;

совершенствовать правильное написание падежных форм масдара;

распознавать наречия в речи;

определять общее грамматическое значение наречий;

различать разряды наречий по значению;

характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

проводить морфологический разбор наречий;

давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

употреблять в речи послелоги в сочетании с именами существительными, местоимениями в различных падежах;

распознавать типы послелогов по значению;

соблюдать нормы правописания послелогов;

характеризовать союз как служебную часть речи;

различать разряды союзов по значению, по строению;

объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзами: ва, амма, -ну, -гу, я, я - я, -ра, ра - ра, яра, яра - яра;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи;

различать разряды частиц по значению, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола;

понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской;

соблюдать нормы правописания частиц;

проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;

характеризовать междометие как особую группу слов;

различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи;

характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

34.11.6. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять даргинский язык как один из кавказских языков, его роль, признаки;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);

выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объем не менее 6 реплик);

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 230 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 210 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 230 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110 - 120 слов; словарного диктанта объемом 25 - 30 слов, диктанта на основе связного текста объемом 110 - 120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания, понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи;

соблюдать в устной речи и при письме правила даргинского речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;

указывать способы и средства связи предложений в тексте;

анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

анализировать языковые средства выразительности в тексте;

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;

анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров;

применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использования жизненного и читательского опыта, тексты с использованием произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений, сочинения объемом не менее 160 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: создавать тезисы, конспект;

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте;

создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

различать функции знаков препинания;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные;

определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;

применять нормы построения словосочетаний;

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении и согласовании;

проводить синтаксический анализ словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи;

различать функции знаков препинания;

распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;

использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения;

распознавать предложения по количеству грамматических основ;

различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);

распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;

различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение, безличное предложение);

характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;

выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;

понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь);

различать однородные и неоднородные определения;

находить обобщающие слова при однородных членах;

понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами с помощью повторяющихся союзов: ва, ра, ра-ра, я, я-я, яра, яра-яра, распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и вставными конструкциями, междометиями;

различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов; нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями;

употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях;

различать вводные и вставные конструкции;

понимать особенности употребления предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции;

применять нормы построения предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями;

пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания;

соблюдать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений;

распознавать прямую и косвенную речь;

выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;

правильно оформлять диалог, цитаты и предложения с прямой речью;

цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;

применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании;

соблюдать постановку знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании;

осуществлять перевод с русского на даргинский язык текстов, состоящих из предложений с простой структурой;

истолковывать значения национально маркированной лексики, используя словарь.

34.11.7. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать роль даргинского языка в жизни человека, республики, общества;

понимать внутренние и внешние функции даргинского языка и рассказывать о них;

определять особенности периодов истории даргинского языка;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;

выступать с научным сообщением;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объем не менее 6 реплик);

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 130 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 250 слов, для сжатого и выборочного изложения не менее 270 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 120 - 130 слов, словарного диктанта объемом 30 - 35 слов, диктанта на основе связного текста объемом 120 - 130 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

анализировать текст: определять тему и главную мысль текста;

подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи;

находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке;

выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;

выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному тексту в устной и письменной форме;

создавать тексты с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6 - 7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль), сочинения объемом не менее 220 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы;

работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

понимать содержание текстов разных стилей и типов; различать и использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, сочинение, конспект);

создавать тексты разных типов, стилей речи (отзыв, аннотация, реферат, доклад, письмо, расписка, заявление);

использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного даргинского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

соблюдать нормы даргинского речевого этикета (подготовка заявления, постановления); использовать паралингвистические средства в процессе речевого общения;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;

характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста;

понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата;

составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение;

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

распознавать и различать единицы языка (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения); проводить синтаксический разбор;

соблюдать правила пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях с прямой речью и смешанных сложных предложениях;

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;

понимать основные нормы построения сложносочиненного предложения;

понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения, выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью (определительной, изъяснительной и обстоятельственной);

понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи;

понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

различать виды бессоюзных сложных предложений;

правильно употреблять бессоюзные сложные предложения в речи;

понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного даргинского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

соблюдать нормы даргинского речевого этикета (подготовка заявления, постановления), использовать паралингвистические средства в процессе речевого общения.