Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

52.9. Содержание обучения в 8 классе

52.9. Содержание обучения в 8 классе.

52.9.1. Время сбора урожая.

52.9.1.1. Содержание и ситуации для говорения.

Сельское хозяйство нашей республики. Время сбора урожая. Хлеб - всему голова. Подготовка специалистов сельского хозяйства. В.П. Мосолов - первый марийский академик. Известные люди Мари-Турекского района.

52.9.1.2. Лексика и речевые образцы.

И взрослые, и дети, сельскохозяйственные работы, земледелец, рожь, пшеница, время сбора урожая, выращивать, держать скот, жать, удобрять, возить на элеватор, труженики-передовики, общее богатство, нива, урожайность.

52.9.1.3. Грамматический материал.

Второе прошедшее (долгое) время глаголов (тунемаш 00003384.wmz улмаш).

52.9.1.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Е. Макаров "Туныкты - шо гыч академик марте" ("От учителя до академика"), В. Юксерн "00003385.wmz йога, серже кодеш" ("Воды текут, берега остаются"). Тексты об известных сельскохозяйственных предприятиях республики.

52.9.2. Марийская письменность.

52.9.2.1. Содержание и ситуации для говорения.

Развитие марийской письменности. Первые книги на марийском языке. Первые марийские буквари. Зарождение марийского литературного языка. Первые марийские просветители.

52.9.2.2. Лексика и речевые образцы.

Письменность, письменный знак, луговой марийский язык, горномарийский язык.

52.9.2.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Тексты о марийской письменности, о первых учебниках на марийском языке.

52.9.3. Знание - наше богатство.

52.9.3.1. Содержание и ситуации для говорения.

День знаний. Знание - наше богатство. Школа - источник знаний. Хорошие знания помогут в выборе профессии. Семейные династии ученых.

52.9.3.2. Лексика и речевые образцы.

Знания открывают дороги жизни. Учебный день, детские голоса, звенит звонок, редко, часто, ходить (посещать), нужно выучить, нужно читать, нужно знать, нужно быть готовым.

52.9.3.3. Грамматический материал.

Причастия будущего времени с суффиксами -шаш, (-ышаш).

52.9.3.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Ю. Чавайн "Парт коклашке шинчына" ("Садимся за парты"). Тексты о семье (династии) ученых.

52.9.4. Берегите природу!

52.9.4.1. Содержание и ситуации для говорения.

Природа - главное богатство Земли. Человек и природа. Роль природы в жизни марийского народа. Богатство марийской земли. Заповедник "Большая Кокшага". Лекарственные растения Республики Марий Эл.

52.9.4.2. Лексика и речевые образцы.

Богатство земли, издавна, загрязнять, марать, отравлять воздух, названия лекарственных трав; песок, глина, традиции, море, тишина, раскидистые, красивые, макушка, ветки, ствол, корни дерева.

52.9.4.3. Грамматический материал.

Частицы: -ат, эсогыл. Сравнительная степень прилагательных.

52.9.4.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Мичурин-Азмекей "Первый гана чодыраште" ("Впервые в лесу"), С. Чавайн "Ото" ("Роща"), М. Иванов "Мый моткоч 00003386.wmz" ("Я очень люблю").

52.9.5. Современная Йошкар-Ола.

52.9.5.1. Содержание и ситуации для говорения.

Йошкар-Ола - современный город. Современная архитектура. Учреждения культуры города. Промышленные предприятия города. Учебные заведения города. Экскурсия по городу. От бульвара Победы до другого берега Кокшаги.

52.9.5.2. Лексика и речевые образцы.

На окраине, в центре города, красивое место, красиво выглядит. От бульвара Победы до другого берега Кокшаги, парк Победы, Дворец культуры им. Ленина, стадион "Дружба", общежитие, кондитерская фабрика, монумент Воинской славы, вечный огонь, Парк культуры и отдыха, бульвар Чавайна, Академический русский театр драмы им. Г. Константинова, кинотеатр "Октябрь".

52.9.5.3. Грамматический материал.

Способы обозначения места (местный, направительный падежи, послелоги, наречия).

52.9.5.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Панов "Илыше - мын эн чеверже" ("Самое красивое в жизни"), В. Рожкин "Йошкар-Ола".

52.9.6. Встречают по одежке.

52.9.6.1. Содержание и ситуации для говорения.

Марийская национальная одежда. Различия между старинными и современными национальными костюмами. Кому какая одежда нравится. Какой должна быть школьная форма. Этикет. Умение вести себя в общественных местах.

52.9.6.2. Лексика и речевые образцы.

Внешний вид, подходит по телосложению, бестолковый, приличный, с вами, ясно сказать, ласково, уважительно разговаривать, спокойный характер, громко разговаривать, шуметь, уступить место, пожилой человек, садитесь, пожалуйста, вам подходит.

52.9.6.3. Грамматический материал.

Способы обозначения образ действия (наречие, существительное и гай, существительное и дене, существительное и деч посна, деепричастие).

52.9.6.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Я. Пинясов "Петю ден Мику" ("Петя и Коля"). Слова этикета. Л. Воронкова "Ава" ("Мама"). Тексты о марийском национальном костюме.

52.9.7. Моркинский район.

52.9.7.1. Содержание и ситуации для говорения.

Место, расположение Моркинского района. Природное богатство Моркинского района. Экскурсия по Моркинскому району. Моркинский район - родник таланта. В.Х. Колумб - поэт, новатор. Марийский фольклор.

52.9.7.2. Лексика и речевые образцы.

Прославлять, талантливый, поэт-новатор, писать (сочинять) стихотворения, новые способы, новые шаги, развивать поэзию, гора Карман, гора Овда.

52.9.7.3. Грамматический материал.

Сложные предложения с союзами гын, гынат.

52.9.7.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Осмин Йыван 00003387.wmz ("Волынщик"). Биографический текст о В. Колумбе. А. Мокеев "Шокталте, 00003388.wmz" ("Играй, волынка"), В. Изилянова "Морко велне" ("В моркинской стороне").

52.9.8. Москва - столица России.

52.9.8.1. Содержание и ситуации для говорения.

Москва - столица России. Из истории столицы. Интересные места Москвы. Экскурсия по Кремлю. Зимние каникулы в Москве.

52.9.8.2. Лексика и речевые образцы.

Князь Юрий Долгорукий основал Москву, сердце России, в Кремле, Царь-пушка, Царь-колокол, красиво украшенный колокол, пуд, давным-давно. Я не был..., поэтому хотел бы... Много интересного можно увидеть в Москве, поэтому я собираюсь поехать в Москву во время зимних каникул. До Москвы можно добраться на автобусе, на машине, на поезде. Из Йошкар-Олинского аэропорта до Москвы можно долететь на самолете.

52.9.8.3. Грамматический материал.

Способы обозначения признаки предметов (прилагательное, существительное, числительное, причастие, существительные в родительном падеже). Сложные предложения с союзами гын, гынат.

52.9.8.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Миклай Казаков. "Мый Москваште каем" ("Я шагаю по Москве"). Тексты о Москве.

52.9.9. Марийские спортсмены.

52.9.9.1. Содержание и ситуации для говорения.

Спорт - это здоровье. Марийские спортсмены. В.Н. Исаев - известный лыжник. Факультет спорта и туризма в ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет". Спортивные объекты в нашей республике. Мой любимый спортсмен, любимая телепередача о спорте.

52.9.9.2. Лексика и речевые образцы.

Собирается народ, соревнуются спортсмены, бегают, прыгают; играть в футбол, сильный спортсмен, готовят учителей физической культуры, быстрее всех, сильнее всех, как ветер, добиться успеха.

52.9.9.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Биографический текст о В.Н. Исаеве. Материалы из газет и журналов. М. Казаков "00003389.wmz мый теле кечым" ("Люблю я зимний день").

52.9.10. Искусство.

52.9.10.1. Содержание и ситуации для говорения.

Роль искусства в жизни человека. Работники искусства. В кинотеатре, на выставке. Любимый артист (художник).

52.9.10.2. Лексика и речевые образцы.

Передний (задний, средний) ряд, любить посещать, любить смотреть, хорошо сыграть (роль), развивать культуру, работник культуры (искусства), внести свой вклад, заслуженный артист, названия учреждений культуры (искусства).

52.9.10.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Тексты о работниках культуры (искусства). Материалы из газет и журналов.

52.9.11. Природа просыпается.

52.9.11.1. Содержание и ситуации для говорения.

Изменения весенней природы по месяцам. 26 апреля - День национального героя, 9 Мая - День Победы. Весна - время работы в садах, огородах. Мы помогаем родителям.

52.9.11.2. Лексика и речевые образцы.

Солнце улыбается, природа становится краше, набухают почки, поднимает настроение, беречь, время цветения сада, время пробуждения природы, огородные заботы, выглядит красиво, боронить, рыхлить, встречаться с ветеранами, у памятника (монумента), возлагать цветы.

52.9.11.3. Грамматический материал.

Составное глагольное сказуемое.

52.9.11.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Иванов "Самырык садовник-влак" ("Юные садовники"), В. Крылов "Шыргыжше пеледыш" ("Улыбающиеся цветы"), В. Акцорин "Чумбылат". Тексты о национальных героях.

52.9.12. Долгожданные каникулы.

52.9.12.1. Содержание и ситуации для говорения.

Последний звонок. Июнь - начало лета. Где провести летние каникулы? Места отдыха и оздоровительные лагеря нашей Республики Марий Эл. Экскурсии по республике. Памятники природы.

52.9.12.2. Лексика и речевые образцы.

Начало лета, теплые ночи, сила солнечных лучей, покрывается зеленым цветом, каких только нет цветов, прекраснейшие, вкуснейшие, готовиться в дальний путь, пройтись по родным местам, выражения этикета.

52.9.12.3. Грамматический материал.

Повторение.

52.9.12.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Пословицы о лете. Н. Мухин "00003390.png" ("Летом").