Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

52.8. Содержание обучения в 7 классе

52.8. Содержание обучения в 7 классе.

52.8.1. Главное - учеба.

52.8.1.1. Содержание и ситуации для говорения.

Главное в жизни человека - знание. Новые предметы. На уроке марийского языка. Во время перемены. Режим дня. Подготовка домашнего задания. История моей школы. Школьные мероприятия.

52.8.1.2. Лексика и речевые образцы.

Начинается урок, заканчивается урок, стараться хорошо учиться, много знать, утром, вечером, днем, учебный день, учебное время, время для отдыха, обед, построена в... году, проводится, добавились новые предметы.

52.8.1.3. Грамматический материал.

Имя числительное.

52.8.1.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

М. Емельянов "Чеверын, 00003378.png" ("До свидания, лето"). Текст об истории своей школы.

52.8.2. Марийские языковеды.

52.8.2.1. Содержание и ситуации для говорения.

В.М. Васильев - первый доктор филологических наук, фольклорист, этнограф. Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева. Где готовят будущих учителей марийского языка? Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Марийский государственный университет". Современные ученые-языковеды.

52.8.2.2. Лексика и речевые образцы.

Известный языковед, ученый, изучать, исследовать, исследователь; готовят будущих учителей марийского языка; сектор языка (истории, литературы), внести свой вклад.

52.8.2.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Биографический текст о В. Васильеве. В. Васильев "Марий йылме" ("Марийский язык"). Небольшие рассказы и стихи В.М. Васильева. Сборник "Марий муро" ("Марийские песни").

52.8.3. Осенняя пора.

52.8.3.1. Содержание и ситуации для говорения.

Осенние работы. Уроки технологии на пришкольном участке. В овощном магазине. Что можно приготовить из овощей? Осенняя природа. Во время осенних каникул.

52.8.3.2. Лексика и речевые образцы.

Собирать семена цветов, копать землю (грядки), собирать овощи; сняла летний наряд; не зря, вдруг, впустую, в гости, второпях.

52.8.3.3. Грамматический материал.

Наречия причины и цели. Краткая и полная формы прилагательных.

52.8.3.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

С. Чавайн "Изайлан полшем" ("Помогаю брату"), "Шыже 00003379.wmz" ("Осенние цвета"), Дим. Орай "00003380.wmz жап" ("Прекрасное время"). Наблюдения (народные).

52.8.4. Дружба.

52.8.4.1. Содержание и ситуации для говорения.

Наша семья. Родители - пример для нас. Хочу быть как папа (мама). Горжусь своим другом (подругой). Мы - представители разных народов. Дружба между людьми разных национальностей.

52.8.4.2. Лексика и речевые образцы.

Гордиться, быть похожим на него (нее), верный друг, все вместе, по вечерам, старше, младше, жить в дружбе, помогать друг другу, готов(а) помочь, понимает, можно доверять, иметь одно мнение, откровенно разговаривать, вместе, как братья, как сестры.

52.8.4.3. Грамматический материал.

Сравнительная и превосходная степени прилагательных. Безглагольные предложения. (Мой друг - мари, русский).

52.8.4.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

С. Чавайн "Изак - шоляк-влак" ("Братья"), Шабдар Осып "Кориш" (отрывок из повести), К. Беляев "Йолташ" ("Друг"). Пословицы о дружбе.

52.8.5. Йошкар - Ола - Чарла.

52.8.5.1. Содержание и ситуации для говорения.

История города Йошкар-Олы. Первые улицы города. Музей истории города. Памятники истории. Город начинается с вокзала. Мой город (мое село).

52.8.5.2. Лексика и речевые образцы.

На берегу Малой Кокшаги, по указу царя, дремучий лес, вокруг города, глубокий ров, деревянный забор, земляной вал, старый, раньше, древний, бревенчатый, кирпичный, богатый, купец, церковь (Вознесенская, Троицкая, Воскресенская, Иерусалимская, Тихвинская); железная дорога, хочу пойти (поехать), хотел бы попасть, раньше называлась, хотел бы спросить, хочу пойти в гости. Раньше я жил(а) в деревне, а сейчас - в городе.

52.8.5.3. Грамматический материал.

Антонимы (прилагательные). Прошедшее время желательного наклонения.

52.8.5.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Букетов "Йошкар-Ола", А. Патрушев "Чарла - Йошкар-Ола".

52.8.6. Хобби.

52.8.6.1. Содержание и ситуации для говорения.

Хобби. Умение проводить свободное время с пользой. Школьные кружки. Дом детского творчества. Это интересно знать (из книги рекордов Гиннеса).

52.8.6.2. Лексика и речевые образцы.

... радует душу, ... развивает ум, собранные значки (открытки, ...), сделанные своими руками (связано, сшито, нарисовано); коллекционировать марки, значки, открытки и другое; проводить с пользой, собираться, заниматься рукоделием, слушать музыку, конструировать, писать стихотворения, придумывать. У тебя есть хобби? Что ты любишь проводить? На какой кружок хочешь записаться? Что хочешь научиться проводить?

52.8.6.3. Грамматический материал.

Страдательные причастия.

52.8.6.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Интересные, удивляющие информации из газет и журналов. Обучающие тексты разным видам рукоделия. М. Казаков "Политехника занятий".

52.8.7. Зимняя пора.

52.8.7.1. Содержание и ситуации для говорения.

Зима в моем крае. Зимняя погода. Прогноз погоды. Сравнение погоды вчерашнего и сегодняшнего дней. Кормушки для птиц. В магазине верхней одежды. Новый год - любимый праздник. Поздравляю с Новым годом. Во время зимних каникул.

52.8.7.2. Лексика и речевые образцы.

Белая перина, сугробы, наклонить, сгорбиться, следы, трескучий мороз, сообщение о погоде, местами, температура воздуха, ледяная дорога, лежит густой, заметает дороги, блестит, ослепляет, от корней до верхушки, хлебные крошки, кусочки сала, надо беречь (защищать). Пусть Новый год принесет счастье для всех.

52.8.7.3. Грамматический материал.

Послелоги деч посна, дене пырля.

52.8.7.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

00003381.png

52.8.8. Волжская сторона.

52.8.8.1. Содержание и ситуации для говорения.

Месторасположение Волжского района. На поезде в Волжский район. Национальный парк "Марий чодра". Место отдыха - озеро Яльчик. Город Волжск. Известные люди Волжского района. Иван Ямбердов - известный художник.

52.8.8.2. Лексика и речевые образцы.

Широкое поле, овраги, реки, луга, озера, деревни, из окна поезда, остаются позади, место отдыха населения, укреплять здоровье, песчаный берег озера, впадает, сберечь.

52.8.8.3. Грамматический материал.

Послелоги, обозначающие место, и изменение их по лицам.

52.8.8.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Текст о национальном парке "Марий чодра". Биографический текст о Иване Ямбердове. З. Краснов "Волжск ола" ("Город Волжск").

52.8.9. Детская мода.

52.8.9.1. Содержание и ситуации для говорения.

Умение одеваться. Журналы детской моды. Школьная форма. В ателье. Я хочу научиться шить (вязать, вышивать, конструировать). Модные журналы.

52.8.9.2. Лексика и речевые образцы.

Одежда по времени года, летняя (зимняя, осенняя, весенняя) одежда, детская одежда, мне нравится, мне подходит, дырявый, в заплатках, вышитая, с длинным (коротким) рукавом, украшена, подобрать по вкусу, научиться шить самой, заказать в ателье. Если бы я был(а) модельером, ... . Если бы была швеей, ....

52.8.9.3. Грамматический материал.

Конструкции с условно-придаточным предложением (лиям ыле гын, моштем ыле гын). Наречия с суффиксами -н, -ын.

52.8.9.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Материалы из газет и журналов.

52.8.10. Музыкальная полянка.

52.8.10.1. Содержание и ситуации для говорения.

Роль музыки в жизни человека. Марийская мелодия. Любимая мелодия. Любимый певец (певица). Отец и сын (Я. Эшпай и А. Эшпай). Любимая радио - и телепередача. Марийские музыкальные инструменты. Колледж культуры и искусства в Йошкар-Оле.

52.8.10.2. Лексика и речевые образцы.

Звучит, мелодия, музыкальный инструмент, плясать под музыку, исполнять; эстрадный (оперный) певец(ица), чистоголосый, душевная, поднимает настроение, талантливый певец, талант, написать музыку; заслуженный деятель Марий Эл, известный композитор, готовит будущих музыкантов.

52.8.10.3. Грамматический материал.

Действительные причастия.

52.8.10.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Горохов "Муро" ("Песня"). Материалы из газет и журналов. А. Богданов "Ача ден эрге" ("Отец и сын").

52.8.11. Весна.

52.8.11.1. Содержание и ситуации для говорения.

Природа просыпается. Йыван Кырла о весне. Весна в нашем городе (селе). Весной в школьном огороде (саду). Обманчивый весенний ветер. Береги здоровье! У врача.

52.8.11.2. Лексика и речевые образцы.

Природа просыпается, снег тает, убавляется, темнеет; дороги появляются, бежит в оврагах вода, тает снег, бегут ручьи, появляется озимь, почки на деревьях набухают, появляются первые листья, все живое просыпается, начинает цвести, начинают вить гнезда, можно заболеть.

52.8.11.3. Грамматический материал.

Обобщение о послелогах.

52.8.11.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Й. Кырла "Шошо кече шырата" ("Светит весеннее солнце"), В. Дмитриев "Школ пакчаште" ("В школьном огороде"), С. Чавайн "Чевер шошо" ("Красивая весна"), Шабдар Осып "Шошо ояр кече" ("Яркое весеннее солнце").

52.8.12. Туризм.

52.8.12.1. Содержание и ситуации для говорения.

Заканчивается учебный год, скоро будут летние каникулы. Турслет возле реки Илеть (Кокшаги, Ошлы). Это интересно знать (откуда начинаются реки Малая и Большая Кокшага). Наблюдение за природой.

52.8.12.2. Лексика и речевые образцы.

Идти в поход, ставить палатку, перейти через реку, разжигать костер, варить чай, наблюдать за природой, собирать (сушить) лечебные травы, родник, вытекать, родниковая вода, муравейник; уметь ориентироваться в лесу, ходить с осторожностью; в нашем крае самая длинная река - Малая Кокшага, а самая большая река - Волга.

52.8.12.3. Грамматический материал.

Обобщение о наречии.

52.8.12.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Сави "Кишке" ("Змея"), В. Регеж-Горохов 00003382.wmz ("Соловей"), А. Кузнецов 00003383.wmz ("Дождь").