Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

99.6. Содержание обучения в 5 классе

99.6. Содержание обучения в 5 классе.

99.6.1. Введение. Книга - наш верный друг.

Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии 5 класса. Знакомство с историей создания книги, определение роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова, выявление круга читательских интересов обучающихся, подготовка к восприятию курса литературы в 5 классе.

Литература как вид искусства и способ отображения прошлого, настоящего и будущего народа в художественных образах.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость и истина, красота и совесть, любовь и дружба, семья и ответственность, любовь к родному краю, свобода - наиболее часто изображаемые авторами человеческие ценности. Литература как один из источников обогащения речи обучающихся, ее роль в жизни.

99.6.2. Устное народное творчество.

Устное народное поэтическое творчество как сокровищница богатейшей художественной традиции адыгов. Характеристика основных жанров народного творчества. Народная поэзия как источник создания народной литературы. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

99.6.2.1. Народные сказки.

Сказка "Бажэ хеящIэ" ("Лиса-судья"). Сюжет сказки. Образы животных в сказке. Поучительный характер сказки: отвечать добром на добро, всегда быть на стороне правды.

"Къэблэжьар лъапIэщ" ("Что заработано, то дорого"). Сюжет и основная идея сказки. Труд как средство воспитания нравственных качеств. Бытовой характер сказки.

"Иныжьым и къан" ("Приемный сын Иныжа"). Сюжет и композиция сказки. Система образов в сказке. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета. Волшебная сказка.

99.6.2.2. Эпос "Нарты".

"Сосрыкъуэ и джатэмрэ и шымрэ" ("Конь и меч Сосруко"). Нартский эпос - один из жанров устного народного творчества. Композиционные и языковые особенности текстов нартского эпоса. Используемые приемы в создании образов. Герой нартского эпоса, его облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со злом.

99.6.2.3. Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.

Скороговорки. Скороговорки как веселая и легкая форма обучения детей правильному произношению звуков родной речи.

99.6.3. Литературная сказка.

Литературная сказка "Елбэздыкъуэ" ("Эльбаздуко"). Тема мирного труда и защиты родной земли. Эльбаздуко - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Волшебная сказка героического содержания. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и ее глубокий смысл. Нравоучительный и философский характер сказок.

Б.А. Жанимов. Литературная сказка "Дыщэ баш" ("Золотой посох"). Волшебная сказка героического содержания. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и ее глубокий смысл. Нравоучительный и философский характер сказок.

99.6.4. Кабардино-черкесская литература XX века.

А.П. Кешоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Адыгэ хэку" ("Адыгский край"). Любовь поэта к родному краю. Красота природы родного края, средства ее изображения.

Н.А. Цагов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Уэсыр сытым къыхэкIрэ?" ("Откуда берется снег?"). Изучение окружающего мира. Любознательность и жажда к знаниям. Взаимоотношения между поколениями. Интеграция с биологией.

А.А. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения "Бжьыхьэ" ("Осень"), "ЩIымахуэ" ("Зима"), "Гъатхэ" ("Весна"). Умение чувствовать красоту природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Радостная, яркая, полная движения картина природы. Язык стихотворения.

А.Н. Охтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Дудакъ" ("Дрофа"). Взаимосвязь природы и человека в рассказе. Добро и зло в образах героев. Структурные части рассказа. Композиция.

В.К. Абитов. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение "Мамырыгъэр хъумэныр текIуэныгъэщ" ("Сохранение мира есть победа"). Тема памяти. Образ Красного знамени как символа победы над врагом. Изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

З.М. Налоев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения "ПцIащхъуэ" ("Ласточка"), "ЩIымахуэ" ("Зима"). Взаимосвязь природы и человека в стихотворениях Налоева. Способы выражения любви к живой природе. Образы животных и птиц в стихотворениях.

Б.И. Куашев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Си гъусэщ" ("Всегда со мной"). Книга в жизни автора. Образ книги в стихотворении и средства его создания. Книга в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Язык и композиция произведения.

Б.Г. Тхамоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Зэрыджэ Iэрамэ" ("Кисть калины"). Рассказ о взаимоотношениях в семье. Уважение и почитание старших, забота о них. Способность преодолевать трудности для спасения близкого человека. Художественные особенности текста. Приемы создания характеров.

99.6.5. Произведения о Великой Отечественной войне.

Л.А. Бозиев. Рассказ "Лонэ и зы махуэ" ("Один день Лени"). Рассказ о беспощадности войны. Рано повзрослевшие дети и старики в тылу врага. Поступки героев во имя спасения близких людей.

М.М. Кармоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Зэман хьэлъэм" ("В тяжелое время"), отрывок из рассказа "Дыжьын фалъэ" ("Серебряная чаша"). Тяжелые годы Великой Отечественной войны. Образ детей, прошедших через ужас войны. Национально-культурные особенности языка произведения. Речевая характеристика героев рассказа.

С.Х. Жилетежев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Нарт и ныбжьэгъухэр" ("Нарт и его друзья"). Место питомцев в жизни детей. Животные становятся главными героями произведения.

А.К. Шомахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Зэраншу" ("Сорванец"). Стихотворение о мальчике, который все время шалит, герое смешных историй. Средства юмористической характеристики в стихотворении. Мир детства в стихотворении.

А.М. Ханфенов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Сэ къысщохъур абы сыщIыгъуауэ..." ("Мнится мне, что был я с ним..."). Главная тема стихотворения. Патриотические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны в стихотворении. Нравственные уроки мужества простого народа.

З.М. Тхагазитов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Гуапагьэ" ("Сердечность"). Авторская позиция. Основная мысль стихотворения. Милосердие, сердечность, доброта и сострадание в жизни человека.

М.И. Бакуева. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "ЩIакхъуэ" ("Хлеб"). Противопоставление человека и обстоятельств в военное время. Сила духа матери. Женщина-мать в годы войны. Поучительный характер произведения: воспитание бережного отношения к хлебу.

Б.Х. Гаунов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Уэ къэкIуэж закъуэ, папэ" ("Ты только вернись, папа"). Тема тяжелой послевоенной жизни в маленьком ауле. Мечты и реальность военного детства.

Л.М. Губжоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Бжьэ къэпщIахэ" ("Пчелиный рой"). Воспитание уважения к труду и человеку труда. Положительное влияние пчеловода Мусы на мальчиков. Пчеловодство в жизни адыгов. Главная идея рассказа, его поучительный характер.

Х.К. Бештоков. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение "Адэжь щIыналъэ" ("Земля отцов"). Любовь поэта к родному краю. Красота природы родного края, средства ее изображения. Образ лирического героя. Композиция стихотворения.

А.Т. Куантов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Джэрпэджэж" ("Эхо"). Тема человека и природы. Экологическая тема: защита окружающей природы. Связь поколений. Образ старших - пример для подражания младшего поколения. Тема традиций народа, их роли в воспитании подрастающего поколения.

Б.М. Гедгафов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения "Си анэбзэ, си адыгэбзэ" ("Язык моей матери, мой язык"). Изображение любви к родному языку, родной земле. Неразрывность связи родного языка и родной земли. Связь поколений через обычаи и традиции народа - основная мысль произведения.

99.6.6. Басни.

Б.Г. Кагермазов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Басни "Хьэдзыгъуанэмрэ Бжьэмрэ" ("Оса и пчела"), "Укъызэрынэжыну зыщI" ("Будь собой"). Особенности характеров персонажей. Роль животных. Тема жадности. Аллегория и мораль. Образы животных как отражение человеческих свойств в баснях. О морали басни.

99.6.7. Теория литературы.

Народные сказки. Виды сказок. Литературные сказки. Связь с устным народным творчеством. Роль и значение литературных сказок в воспитании. Идейно-художественные особенности литературных сказок. Жанровые признаки и фольклорная основа литературных сказок. Понятие о стихотворной сказке. Торжество справедливости - главная идея сказок. Нравственная проблематика. Сходство и различие литературной и народной сказок (композиционные и языковые особенности). Литературные приемы создания сказочной ситуации. Народный юмор, красочность и яркость языка. Фольклоризмы в произведениях.

Понятие о жанре рассказа. Отличие поэтического произведения от прозаического. Эпитет как средство художественной выразительности.

Основные признаки стихотворения. Сравнение и олицетворение как средства художественной выразительности.

Средства художественной изобразительности в произведении. Композиция произведения.

Сатира и юмор. Их место в художественной литературе. Юмор (развитие представления), речевая характеристика персонажей (начальное представление).

Литературный герой, его собирательный образ.

Понятие о жанре басни, жанровое различие басни, стихотворения и рассказа. Аллегория и мораль.