Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

99.7. Содержание обучения в 6 классе

99.7. Содержание обучения в 6 классе.

99.7.1. Введение. Литература и читатель. Художественные и нехудожественные произведения. Художественная литература в жизни человека, ее место и значение. Роль литературы в воспитании и развитии подрастающего поколения. Национальная литература и его особенности.

99.7.2. Адыгский фольклор.

99.7.2.1. Сказания о нартах. "Лъэпщ Iэдэ зэрищIар" ("Как Тлепш смастерил щипцы"), "Нартхэ я гъубжэ" ("Серп нартов"), "Батэрэз иныжьыр иукIыу Уэзырмэс къызэрихьыжар" ("Как Батараз сразил Иныжа и вернул нартам Озермеса"). Нартские сказания о Батаразе. Отношение к нему других героев эпоса. Отзвуки древних обычаев в сказаниях о Батаразе.

99.7.2.2. Исторические предания.

Устное творчество, основанное на исторических событиях: "Андемыркъан теухуа псалъэ" ("Слово о герое Андемиркане"), "Андемыркъан и къэхъукIамрэ и япэ ежьэгъуэмрэ и хъыбар" ("Предание о происхождении Андемиркана и его первом наездничестве"). Образ Андемиркана как национального героя, защитника порабощенных и униженных. Борец с несправедливостью и социальным неравенством.

99.7.2.3. Сказание "Къэзанокъуэ Жэбагъы теухуа псалъэ" ("Сказания о мудреце Джабаги Казаноко"). Значение сказаний о Джабаги в утверждении веры в доброту и справедливость. Его место в устном народном творчестве народов Северного Кавказа.

Сказание "Хэт мысэр" ("Кто виновен?"). Тема сказания и его главные герои. Актуальность сказания для нашего времени.

99.7.3. Кабардино-черкесская литература начала XX века.

А.А. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Хьэжыгъэ пут закъуэ" ("Пуд муки"). Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в рассказе. Сочувствие к крестьянским детям. Тяга Хасета к получению образования. Образ Хасета и Мурата в рассказе. Роль образов двух мальчиков в выражении основной мысли автора.

Поэма "ЩIымахуэ жэщ" ("Зимняя ночь") (отрывок). Основная тема поэмы. Главные герои поэмы. Трагедия матери, потерявшей ребенка. Произведение о борьбе простого народа за счастливое будущее.

К.Б. Дугужев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Мырсыт" (кличка собаки). Взаимоотношения людей и природные явления в рассказе. Идея бережного отношения к животным. Роль и место домашних животных в жизни людей.

99.7.4. Произведения о Великой Отечественной войне.

Х.М. Братов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Замир" ("Замир"). Солдатские будни, пробуждающие чувство скорбной памяти павших на полях сражений. Чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Роль образа героя, его имени в выражении основной темы рассказа.

М.М. Шибзухов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "НатIэху" ("Белолобый"). Произведение о жизни простых людей в немецкой оккупации. Боевой конь как символ свободы и героизма народа.

Б.К. Журтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Дадэ деж лъагъунлъагъу" ("Посещение дедушки"). Жизнь жителей аула в тяжелое время оккупации во время Великой Отечественной войны. Образ мальчика, способного на героический поступок. Роль образа героя, его имени в выражении основной мысли рассказа.

А.К. Шомахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "ЗэкъуэшитI" ("Два брата"). Душевная чистота главных героев. Нравственные проблемы рассказа: дружба, честность, доброта, понятие долга. Национальное преломление общечеловеческих ценностей в рассказе.

99.7.5. Литература послевоенного времени.

А.П. Кешоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Гъуэгу къежьапIэ" ("Начало пути"). Любовь к родному языку. Тема неразрывности языка и жизни народа: в нем его природа, его душа и быт.

Язык и стиль стихотворения "Поэзие" ("Поэзия") (или "Пасэрей хабзэ" "Древний обычай").

Б.Г. Кагермазов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "ЗауэлIым и псылъэ" ("Солдатская фляжка"). Тяжелое время войны в произведении. Солдатская фляжка погибшего на Курпских высотах как символ героизма и самоотверженности советских солдат. Лирический герой. Обращение лирического героя к погибшим друзьям. Язык и стиль стихотворения.

Б.К. Утижев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Насыпыр щагуэшыр пщэдджыжьырщ" ("Счастье раздают на рассвете"). Жизнь и быт народа в период послевоенного восстановления. Взаимоотношения детей и родителей. Семейные ценности в рассказе. Особенности композиции и языка рассказа.

А.К. Сонов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Народно-поэтический колорит стихотворения "Шагъдий" ("Шагди"). Тема красоты, гармонии человека с миром. Гармоничность и музыкальность поэтической речи поэта.

Стихотворение "Налшык паркым" ("В парке Нальчика").

99.7.6. Окружающий мир.

М.М. Кармоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Парий" (кличка собаки). Отношение человека к домашним питомцам. Чувство ответственности и привязанности формирует характер человека. Преданность братьев наших меньших нельзя предавать. Художественные средства, которые использует автор, чтобы выразить характер образов и героев рассказа.

Б.Г. Тхамоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Лъэбыцэ" ("Тлябица"). Взаимосвязь человека и окружающей среды. Тема охраны природы.

С.Х. Хахов. Рассказы "Мэзым" ("В лесу"), "ЖыгитI" ("Два дерева"). Красота весеннего леса. Взаимосвязь природы и человека.

Л.М. Губжоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения "Къуршхэр плъырщ" ("Горы стоят на страже"), "ГъуэгущхьэIу жыг" ("Придорожное дерево"). Тема природы в стихотворении. Чувство любви к родной природе, родине. Художественные средства, передающие различные состояния природы.

99.7.7. Литература народов России.

Русская литература.

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэма "Мцыри" в переводе Р.В. Ацканова (в сокращении). Восхищение поэта Кавказом и его жителями. Свободный, сильный дух героя поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Тема свободы народа и конкретного человека.

99.7.8. Литература народов Кабардино-Балкарии, Северного Кавказа.

Литература балкарского народа. Литература народов Северного Кавказа, их взаимосвязь.

К.Ш. Кулиев. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение "Анэ" ("Мать"). Любовь и почитание матери. Изображение выносливости и терпеливости матери в стихотворении. Основная мысль стихотворения.

99.7.9. Произведения кабардино-черкесской литературы для обзорного изучения.

Д.К. Хаупа. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворения "Музыкэ" ("Музыка"), "Сыздэшэжи къуажэм ущехыжкIэ..." ("Возьми меня с собой в аул..."). Воздействие музыки на эмоциональную сферу и нравственный мир человека. Символы, с помощью которых автор обозначает любовь к родному краю, к матери.

Х.Х. Кауфов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Очерк "Къанкъуэщыр уафэм хуэзыша дэкIуеипIэхэр" ("Ступени, приведшие Канкошева в небо"). Очерк из документальной повести "Къуршыбгъэм и уафэр лъагэщ" ("Орел летит высоко"). Очерк о героизме летчика А. Канкошева. Защита родной земли от немецких захватчиков как основная цель человека на войне.

С.Х. Жилетежев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "КIыгуугу лъэпкъыр зэрыкIуэдыжар" ("Как исчез род кукушек"). Основная мысль рассказа. Тема сохранения родного языка. Образ кукушки как олицетворение человека, пренебрегшего родным языком. Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе.

Х.Я. Абитов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Бгы абрагъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ" ("Скала и маленькое яйцо"). Образность стихотворения. Метафоричность образа скалы и яйца. Сила духа в стихотворении. Мораль стихотворения. Композиция стихотворения. Выявление средств художественной выразительности.

99.7.10. Теория литературы.

Героический нартский эпос. Композиция сказаний, система образов, средства художественной выразительности.

Первоначальные представления о поэме как поэтическом жанре.

Традиции литературы. Автор и главный герой произведения. Проблемы, которые поднимает автор. Сюжет, фабула.

Стихотворные размеры (стопа, ямб, хорей).

Развитие понятия о сравнении и олицетворении.

Лирический герой. Патриотическая лирика.

Очерк, его отличие от рассказа.

Лирический герой, патриотическая лирика.