Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

41.10. Содержание обучения в 9 классе

41.10. Содержание обучения в 9 классе.

41.10.1. Тематическое содержание речи.

Muamankielen rouli tulien ammatin 00001180.wmz. Роль родного языка в выборе профессии. Карельский язык: история, современное состояние. Карельская письменность, литература, газеты и журналы на ливвиковском наречии карельского языка. Сферы применения карельского языка: национальная политика, культура, образование, туризм, СМИ на национальных языках. Изучение карельского языка на кафедре прибалтийско-финской филологии Института филологии Петрозаводского государственного университета. Ristikanzu da Muailmankaikkevus. Человек и Вселенная. Космос и его освоение человеком. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современная космонавтика. Ilmasto da 00001181.wmz. Ilmaston muuttumine. Климат и погода. Изменение климата. Прогноз погоды в разные времена года, планирование деятельности с учетом прогноза погоды. Климат Карелии и других регионов России, климат разных частей света. Изменение климата как результат деятельности человека, глобальное потепление, истощение озонового слоя планеты. Борьба с последствиями изменения климата. Tervehelline eloksentaba. Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни, правильное питание, занятия физкультурой и спортом. Чистота - залог здоровья. Народная медицина, карельская баня кюлю. Joukkoviestimet. Intemettu. СМИ. Современные компьютерные технологии, Интернет. СМИ: телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет. Современные компьютерные технологии, использование цифровых ресурсов в образовательных целях. Карельский язык в Интернете. 00001182.wmz. Традиционные летние праздники. Календарная обрядность карелов-ливвиков. Традиционные летние праздники, летние Святки, Иванов день: традиции празднования. Syvyspruazniekat. Традиционные осенние праздники. Календарная обрядность карелов-ливвиков. Традиционные осенние праздники, Кегри: традиции празднования.

41.10.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями). Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника. Диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения. Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Диалог-обмен мнениями: выражать свою точку мнения и обосновывать ее, высказывать свое согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее). Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием или без использования ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 8 реплик со стороны каждого собеседника в рамках комбинированного диалога, до 6 реплик со стороны каждого собеседника в рамках диалога-обмена мнениями. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), рассуждение, выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному (прочитанному), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте, составление рассказа по картинкам, изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц или без их использования. Объем монологического высказывания - 10 - 12 фраз.

Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция для уточнения отдельных деталей. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять нужную (интересующую, запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать базовому уровню (A2 - допороговому уровню по общеевропейской шкале). Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2 минут.

Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий, разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части, озаглавливать текст (его отдельные части), игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова. Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи. Чтение таблиц, диаграмм, схем и понимание представленной в них информации. Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления пропущенных фрагментов.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма). Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать базовому уровню (A2 - допороговому уровню по общеевропейской шкале). Объем текста (текстов) для чтения - 500 - 600 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи: составление плана/тезисов устного или письменного сообщения, заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 120 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста. Объем письменного высказывания - до 120 слов, заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного (прослушанного) текста, преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации, письменное представление результатов выполненной проектной работы (объем - 100 - 120 слов).

41.10.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Выражение модального значения, чувства и эмоции. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа). Объем текста для чтения вслух - до 110 слов.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, при вводных словах, обозначающих порядок мыслей и их связь. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в карельском языке (ливвиковское наречие) нормы лексической сочетаемости. Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объем - 1200 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1050 лексических единиц, изученных ранее) и 1350 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1200 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций карельского языка. Основные коммуникативные типы простых предложений в карельском языке: повествовательное, побудительное, вопросительное (общий вопрос, специальные вопросы, альтернативный вопрос). Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурно-семантические типы простых предложений в карельском языке: интранзитивное предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное предложение, результативная конструкция с транслативом, предикативное предложение, предложения с семантикой состояния. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненное предложение (главное предложение, придаточное предложение в функции подлежащего, придаточное предложение в функции определения, придаточное предложение в функции объекта, придаточное предложение в функции обстоятельства). Двусоставные и односоставные предложения, типы односоставных предложений в карельском языке: определенно-личные односоставные предложения, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения, безличные предложения, конструкция долженствования. Предложения с прямым порядком слов, предложения с инверсией. Полные и неполные предложения. Простые предложения со сказуемым, выраженным личной формой глагола. Предложения с существительным, местоимением в функции подлежащего. Предложения с номинативом и партитивом грамматического субъекта, придаточным предложением в функции субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе, случаи отсутствия согласования подлежащего и сказуемого в лице и числе. Согласованное определение, неизменяемые прилагательные в функции определения, генитивное определение, аппозитивное определение, определение в форме внутренне- или внешне-местного падежа, инфинитивное определение. Объект в аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом, аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных неопределенно-личных предложениях, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе множественного числа (номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным, партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа, обстоятельство, выраженное наречием, конструкциями с предлогами и послелогами, обстоятельство в форме эссива и транслатива. Части речи: именные части речи (существительные, прилагательные, местоимения, числительные), глаголы, наречия, предлоги и послелоги, союзы. Различные типы склонения имен, одноосновные и двуосновные имена, гласная и согласная основа. Падежные формы имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения), словоизменительные суффиксы в карельском языке: формообразующие суффиксы и окончания, показатель множественного числа в формах косвенных падежей. Чередование кратких гласных основы слова, чередование дифтонгов основы слова, чередование ступеней согласных в основе слова, сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами в единственном числе и слова с обратным чередованием. Указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения, возвратное местоимение. Склонение местоимений. Степени сравнения прилагательных (компаратив, суперлатив), склонение прилагательных в форме компаратива и суперлатива (единственного и множественного числа). Утвердительные и отрицательные формы презенса от одноосновных и двуосновных глаголов. Утвердительные и отрицательные формы имперфекта от одноосновных и двуосновных глаголов, чередование конечных гласных основы в одноосновных глаголах перед показателем имперфекта -i. Утвердительные и отрицательные формы перфекта от одноосновных и двуосновных глаголов. Утвердительные и отрицательные формы одноосновных и двуосновных глаголов плюсквамперфекта. Утвердительные и отрицательные формы будущего времени (футурума) от одноосновных и двуосновных глаголов, вспомогательные глаголы в футуруме, формы основного глагола футурума с показателями -mah, 00001183.wmz. Формы повелительного наклонения глаголов - императива (утвердительные и отрицательные формы 2, 3 лица единственного числа и 1, 2, 3 лица множественного числа). Утвердительные и отрицательные формы одноосновных и двуосновных глаголов различных наклонений: изъявительное наклонение (индикатив), условное наклонение (кондиционал), потенциальное наклонение (потенциал). Утвердительные и отрицательные формы презенса кондиционала, утвердительные и отрицательные формы имперфекта условного наклонения с показателями, утвердительные и отрицательные формы перфекта условного наклонения. Утвердительные и отрицательные формы презенса потенциального наклонения (потенциала). Утвердительные и отрицательные формы презенса потенциального наклонения (потенциала), утвердительные и отрицательные формы перфекта потенциального наклонения. Формы I, II причастия актива одноосновных и двуосновных глаголов. Формы возвратных глаголов с грамматическим показателем -kseh. Формы неопределенного лица: в основном значении, в функции побуждения к действию. Формы инфинитивов: I инфинитив, II инфинитив, формы иллатива, инессива, элатива III инфинитива от одноосновных и двуосновных глаголов. Управление глаголов. Формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1 000 000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение. Наречия места, времени, образа действия, меры, причины и цели, а также наречия модального характера. Предлоги и послелоги. Союзы.

41.10.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своего региона, основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, знание и использование в устной и письменной речи тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции, обычаи, традиции в питании и проведении досуга, система образования). Знание социокультурного портрета родной страны и своего региона: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников, с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми), с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы для подростков на карельском языке (ливвиковское наречие). Формирование элементарного представления о различных вариантах карельского языка. Осуществление межличностного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своего региона. Соблюдение нормы вежливости в общении. Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на карельском языке (ливвиковское наречие), правильно оформлять в анкете свой адрес на карельском языке (ливвиковское наречие), правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другое).

41.10.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при говорении и письме - перифраза (толкования), синонимических средств, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики. Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Игнорирование информации, не являющейся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.