Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

98.7. Содержание обучения в 6 классе

98.7. Содержание обучения в 6 классе.

98.7.1. Введение.

Ингушская периодическая печать для молодежи. Журнал "Литературни ГIалгIайче" ("Литературная Ингушетия").

Гимн. Гимн России. Гимн Республики Ингушетия.

98.7.2. Устное народное творчество.

Мифы. Понятие о мифе. Происхождение мифов, их классификация. Ингушские народные мифы.

Мифы: "Фаьра хьазилги, миха седкъеи, лехьи" ("Благодатная птица, звезда ветра, змея").

Легенды. Особенности жанра.

Легенда "АстагIа Темар" ("Хромой Темерлан"). Сказание о хромом Тимуре, который рыл огромные рвы в поисках своего сына, полоненного неизвестными племенами.

"Наьсар" ("Нясар"). Сказание о храбром Нясаре и кровожадном князе.

"Вайна аьла везац" ("Нам не нужен князь"). Сказание о равноправных отношениях ингушского общества.

Пословицы и поговорки.

Къахьегамах дола кицаш (Пословицы о трудолюбии).

Дешарах, Хьакъалах дола кицаш (Пословицы об учении и мудрости).

Тайп-тайпара кицаш (Пословицы на различные темы).

98.7.3. Знай и люби свой край.

Х. Арапиев "Зиза" ("Цветок"). Красота природы. Эстетическая составляющая литературного произведения.

Басня. Особенности жанра. Герои, композиция.

Х. Муталиев. "Барт эгIар" ("Разлад"). Единство. Дидактическая направленность басен. Обличение в баснях человеческих пороков. Сходства и различия басен Х.Ш. Муталиева и И.А. Крылова. Композиция басен. Сюжет басен. Мораль. Аллегория.

Теория литературы: гипербола, сравнение, олицетворение, повторы, символ.

98.7.4. Лирические произведения.

Образ в лирическом произведении. Средства выражения переживаний лирического героя.

М-С. Плиев "Этии Вутии" ("Эти и Вути"). Военное детство. Храбрость и мужество подростков во время войны. Дружба и взаимопомощь между представителями разных национальностей. Сплоченность людей перед лицом общей беды, постигшей Родину.

Х. Осмиев "Саго юта лар" ("След, оставленный человеком"). Размышления старца о смысле жизни, нравственных ценностях. Нравственное воспитание подрастающего поколения.

Х. Осмиев "БIаьстен Iуйре" ("Весеннее утро"). Образ природы, красоты окружающего края.

Б. Зязиков "ГIожа дегаш" ("Черствые сердца"). Духовно-нравственное воспитание. Чувство долга. Понятие честности и порядочности. Утрата традиций молодым поколением. Ранимость души старшего и юного поколения. Сохранение и соблюдение традиций народа.

С. Озиев "Аьсет-халкъа йоI" ("Ася - дочь народа"). Картины военного времени. Образ храброй девушки - врача. Трагизм. Образ врага.

С. Шадиев "Тачанка йодаяр" ("Угон тачанки"). Исторические события времен Гражданской войны. Подвиг подростков.

А. Ведзижев "Белхий" ("Помощь"). Тема труда и взаимопомощи. Нравственные категории: великодушие, сострадание. Связь поколений.

Х. Осмиев "Попа хи" ("Ствол дуба"). Картины природы в сравнении с силой единства в противопоставлении разобщенности.

Теория литературы: метафора, средства художественной выразительности.

98.7.5. Литература других народов.

И. Крылов "Маймали бIаргсиноши" ("Обезьяна и очки"), "Бекарги боргIалги" ("Кукушка и петух").

Л. Толстой "Акула" ("Акула"), "Харцлувр" ("Лжец").

Н. Некрасов "ЗIамига мужче" ("Мужичок с ноготок").

98.7.6. Лирические произведения.

К. Чахкиев "Сийле хийла" ("Пусть будут славными"). Строки, посвященные славным людям, стоявшим у истоков ингушской литературы.

С. Озиев "Эздели гIожали" ("Эздел и невежество"). Раздумья поэта о смысле жизни и нравственных ценностях.

Х. Муталиев "Даьхе" ("Отчизна"). Красота родного края и любовь к нему. Значение родной речи в жизни человека.

Д. Яндиев "Лаьтта шера хилча" ("Если земля широка").

Х. Осмиев "БIаьстан Iуйре" ("Весеннее утро"). Красота природы. Эстетическая составляющая литературного произведения. Средства художественности.

В. Хамхоев "ГалгIай" ("Ингуши"). Воспитание таких нравственных качеств, как честь, выдержка, верность слову и благородным традициям народа.

И. Дахкильгов "Фоти" ("Фоти"). Изображение сурового уклада жизни горцев в далеком прошлом. Борьба народа с поработителями и захватчиками. Рассказ о маленькой сообразительной девочке, спасшей свой род от разбойников.