Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

90.8. Содержание обучения во 3 классе

90.8. Содержание обучения во 3 классе.

90.8.1. Виды речевой деятельности.

Работа с аудиотекстом: различение на слух интонационных и смысловых особенностей повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, правильное употребление их в речевой практике.

Беседы на темы "Нулги" ("Кочевка"), "Хэгды 00002884.wmz бугават 00002885.wmz - хэгды 00002886.wmz" ("Слава героям Великой Отечественной войны"), "00002887.png Родинава дысутчэчэтын", ("Они защищали Родину"), "00002888.png 00002889.wmz 00002890.wmz Великай отечественнай 00002891.wmz 00002892.png" ("Герои Великой отечественной войны из моего поселка").

Работа с текстом: чтение вслух небольшого текста, построенного на изученном материале с соблюдением правил произношения и интонирования, установление последовательности событий в тексте, ответы на вопросы по содержанию текста, деление текста на смысловые части, формулирование вопросов по тексту, выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.

Краткое изложение содержания прочитанного (услышанного) текста, выражение своего отношения к прочитанному (услышанному) тексту.

90.8.2. Систематический курс.

90.8.2.1. Фонетика и графика.

Гласные и согласные звуки родного (эвенкийского) языка (повторение изученного), долгота и краткость гласных звуков, функции разделительного твердого знака, условия использования при письме разделительного твердого знака (повторение изученного).

90.8.2.2. Орфоэпия.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков, долгота в словах в соответствии с нормами эвенкийского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

90.8.2.3. Лексика.

Повторение: лексическое значение слова, синонимы, антонимы. Омонимы.

90.8.2.4. Состав слова. Морфемика.

Корень как обязательная часть слова, однокоренные слова. Суффикс - значимая часть слова. Словоизменительные суффиксы. Словообразовательные суффиксы. Словообразовательные модели структуры эвенкийского слова (порядок суффиксов при словообразовании имен и глаголов).

90.8.2.5. Морфология.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Однотипное образование множественного числа у имен существительных, имен прилагательных, местоимений (имя существительное: урэ - урэ-л (гора - горы), имя прилагательное: гугда - гугда-л (высокий - высокие), местоимение: 00002893.png - 00002894.png (мой - мои).

Словообразовательные модели имен существительных. Отсутствие категории рода у имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имен прилагательных по числам. Роль имен прилагательных в тексте-описании.

Местоимение (общее представление). Личные, вопросительные, указательные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Имя числительное. Количественные и качественные числительные. Образование названий второго десятка и круглых десятков, 00002895.wmz (100).

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Настоящее, прошедшее, будущее время глагола. Изменение глаголов по временам, числам.

Использование в речи именного отрицания 00002896.wmz (нет).

90.8.2.6. Синтаксис.

Предложение. Порядок слов в предложении (повторение изученного). Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространенные и нераспространенные предложения.

Наблюдение за однородными членами предложения.

90.8.2.7. Орфография и пунктуация.

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственных и передоложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Правила правописания и их применение: словоизменительные и словообразовательные суффиксы.

90.8.3. Развитие речи.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Практическое овладение диалогической формой речи на темы: "00002897.wmz 00002898.wmz манавран" ("Как закончилось лето"), 00002899.png аминми 00002900.wmz" ("Мой папа оленевод"), "00002901.png энинми 00002902.wmz 00002903.wmz" ("Моя мама чум-работница"), 00002904.wmz ("Случай на рыбалке"), "Бакалдын гиркинунми" ("Встреча с другом") и другие.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста, составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов. Ключевые слова в тексте.

Создание собственных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану по теме "00002905.wmz эмэдерэн" ("Зима приближается"), "Кэргэн итылтын. 00002906.wmz ("Семейные традиции". "Помазание углем - обряд инициации детей".

Составление и написание текста по картине художника родного края (например, художника Эвенкии С. Казанцева "Болокиткан" ("Осенняя стоянка").