Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

89.8. Содержание обучения в 3 классе

89.8. Содержание обучения в 3 классе.

89.8.1. Систематический курс.

89.8.1.1. Фонетика, орфоэпия, орфография.

Ударение словесное и логическое. Особенности шорского ударения в двух-, трех- и более сложных словах. Основное и второстепенное ударение (в многосложных словах). Произношение звука [л] в зависимости от окружающих его звуков (твердое и мягкое). Произношение звука [ч] (глухое и сочетание звуков [дж]). Произношение и правописание заимствованных слов. Работа с орфографическим и орфоэпическим словарем.

89.8.1.2. Лексика.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Тематические группы слов. Омонимы.

89.8.1.3. Морфемика.

Корень слова, однокоренные слова. Представление о значении аффиксов. Формообразующие и словообразующие аффиксы, их роль. Понятие основы слова. Отличие состава слова в шорском языке от состава слова в русском языке. Словообразовательный разбор слова. Разбор слова по составу.

89.8.1.4. Морфология.

Основной падеж имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Винительный и местно-временной падежи существительного. Синтаксические функции имен существительных. Имя прилагательное и его синтаксические функции. Прилагательное относительное и качественное. Притяжательные, указательные и вопросительные местоимения. Глагол как часть речи, его значение; изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении: настоящее и прошедшее времена глагола. Синтаксическая функция глагола в предложении. Морфологический разбор глагола.

89.8.1.5. Синтаксис и пунктуация.

Особая форма сказуемого для выражения наличия (отсутствия) чего-либо в шорском языке. Второстепенные члены предложения (общее представление, без введения терминов, по вопросам). Распространенные и нераспространенные предложения. Порядок слов в предложении. Сложное предложение (общее представление).

89.8.2. Развитие речи.

Виды речи: монолог (диалог), устная (письменная), разговорная (книжная) (общее представление). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие виды работы). Типы текстов: описание, рассуждение, повествование. Создание собственных текстов и редактирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.