Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

89.9. Содержание обучения в 4 классе

89.9. Содержание обучения в 4 классе.

89.9.1. Систематический курс.

89.9.1.1. Графика, орфография.

Вариативность отображения при письме слов с сочетаниями звуков [йу] и [йа].

89.9.1.2. Лексика.

Культурно-маркированная шорская лексика. Фразеологизм как особое средство языковой выразительности (общее представление).

89.9.1.3. Морфемика.

Образование глаголов от именных основ и образование имен от глагольных основ.

89.9.1.4. Морфология.

Выражение рода существительного в шорском языке. Притяжательные формы существительных. Аффиксы принадлежности в разных временах и числах. Склонение существительных в направительно-дательном, исходном и творительном падежах. Имя прилагательное в роли определения (без введения последнего термина). Неопределенная форма глагола. Отрицательная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Прошедшее-будущее время глагола. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Счет предметов до 100. Наречие: общее понятие. Наречия образа действия, места и времени. Послелоги: значение и употребление.

89.9.1.5. Синтаксис и пунктуация.

Особенности конструирования вопросительного предложения в шорском языке. Специальные частицы вопроса па (ба), педи (беди) для конструирования вопросительных предложений. Однородные члены предложения, запятая между однородными членами. Нахождение в тексте и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Составное предложение. Общее представление о сложных предложениях и особенностях их употребления.

89.9.2. Развитие речи.

Текст как основная единица речи. Виды планов текста. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Уточнение порядка предложений и частей текста. План текста (вопросный, схематический, тезисный). Составление плана к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Комплексный анализ текста.