Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

23.8. Содержание обучения в 3 классе

23.8. Содержание обучения в 3 классе.

23.8.1. Развитие речи.

Устная и письменная речь.

Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Ситуации общения: цель, собеседник и место общения. Нормы речевого этикета. Монолог и диалог. Практическое овладение диалогической и монологической формой речи.

23.8.2. Систематический курс.

23.8.2.1. Слово.

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Сложные слова.

Приставка. Суффикс. Представление о значении суффиксов и приставок. Окончание. Образование однокоренных слов. Разбор слова по составу (простые случаи).

23.8.2.2. Лексика.

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Значение слова в зависимости от ударного слога.

23.8.2.3. Части речи.

Понятие о частях речи.

Слова, обозначающие предмет и явления природы. Значение и употребление в речи. Вопросы к словам, обозначающим предмет: "дзачIвыйа?" ("кто?"), "ачIвыйа?" ("что?"). Класс человека и класс природы. Число имени существительного. Изменение имен существительных по числам.

Слова, обозначающие действие предмета. Значение и употребление в речи. Изменение слов, обозначающих действие предмета по числам, по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Аффиксы, показывающие лицо и время слов, обозначающих действие предмета.

Слова, обозначающие признаки предмета. Вопросы к словам, обозначающим признаки предмета: "йшпаъу?" ("какой?"), "йызуайа?" ("каков?"). Значение и употребление в речи.

Имя числительное. Значение и употребление в речи. Числительные класса человека и класса природы. Вопросы к числительным: "зъарайа?" ("сколько?"), "зъарагIвыйа?" ("сколько человек?"), "зъарагIвхауа?" ("который?"), "йзапшхауа?" ("какой?").

23.8.2.4. Синтаксис.

Предложение. Предложения по цели высказывания. Повествовательное предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение.

Связь слов в предложении. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Однородные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

23.8.2.5. Текст.

Признаки текста (повторение изученного).

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

23.8.2.6. Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.

Знаки препинания в конце предложения (вопросительный, восклицательный, точка).

23.8.3. Общие сведения о языке. Язык и культура.

Язык как средство общения. Язык как система культуры речи. Роль родного (абазинского) языка в сохранении и развитии культуры.