60.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования
60.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования.
60.10.1. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (ненецкого) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (ненецкого) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (ненецкого) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (ненецкого) языка).
60.10.2. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
60.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (ненецкого) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
60.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
60.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
60.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
60.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
60.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
60.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
60.10.3. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать слово, предложение, работать с графической информацией; выделять слова из предложений;
различать понятия "звук" и "буква";
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи);
обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы ненецкого алфавита; использовать знание последовательности букв в алфавите ненецкого языка для упорядочения небольшого списка слов;
применять правила правописания при письме: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи);
понимать прослушанный несложный короткий текст, построенный на знакомом языковом материале;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
читать вслух и про себя короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте знакомые или незнакомые слова ненецкого языка (в соответствии с учебно-практической задачей);
составлять простое предложение из набора форм слов, соблюдая правильный порядок слов в ненецком предложении;
составлять текст из 3 предложений (на знакомом языковом материале) по сюжетным картинкам.
60.10.4. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
понимать смыслоразличительную функцию звуков в словах (на материале пройденной лексики);
характеризовать, сравнивать согласные звуки вне слова и в слове: парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки, парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учетом функций буква е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных) и ь (в конце слова);
распознавать глухой гортанный смычный звук [] в словах;
использовать алфавит при работе с ненецко-русским и русско-ненецким словарем, уточнять значение слова и написание его с помощью словаря;
правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с орфоэпическими нормами ненецкого языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике);
группировать слова по тематическим группам (в пределах изученной тематической лексики);
распознавать слова, отвечающие на вопрос "хурка?" ("какой?", "какая?", "какое?");
различать предложение от набора несвязанных между собой слов;
иметь представление о порядке слов в простом предложении ненецкого языка;
составлять простое предложение из данных вразбивку форм слов (в пределах изученной тематической лексики);
применять изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных), знаки препинания в конце предложения;
использовать словарь для определения (уточнения) написания слова;
использовать справочник: грамматика ненецкого языка в таблицах;
участвовать в диалоге (диалог этикетного характера, диалог-расспрос (в пределах изученной лексики);
составлять монологическое высказывание (2 - 3 предложения на определенную тему);
определять тему текста, озаглавливать текст.
60.10.5. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове (гласный ударный и безударный, твердый и мягкий; согласный звонкий и глухой, парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки, парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки);
определять функции букв е, ё, ю, я и разделительных мягкого и твердого знаков;
соотносить звуковой и буквенный состав в словах (в пределах изученного);
проводить звуко-буквенный анализ слова;
использовать алфавит при работе с ненецко-русским и русско-ненецким словарем;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах (с однозначно выделяемыми морфемами) корень, суффикс;
выделять основу слова (простая основа);
рассуждать о значении суффиксов в ненецком языке;
рассуждать об изменении значения слов с помощью словообразовательных суффиксов (в пределах изученной лексики);
рассуждать о способе деления имен существительных на 3 группы в зависимости от конечного звука основы;
определять грамматические признаки имен существительных: группу, число;
распознавать слова, отвечающие на вопрос "хурка?" ("какой?", "какая?", "какое?");
пользоваться словарем; находить в словаре неопределенную форму глагола;
пользоваться справочником: грамматика ненецкого языка в таблицах;
иметь представление о послелогах;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в тексте (без использования термина);
употреблять в предложениях имена существительные, прилагательные, глаголы;
различать главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
соблюдать порядок слов в ненецком предложении;
применять при письме правила правописания: перенос слов, прописная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек, в начале предложения, правописание слов со звонкими и глухими согласными, правописание слов с удвоенными согласными; правописание слов с ь и ъ знаками, соединительные гласные -а (-я), -у (-ю) в сложных словах;
применять при письме правила пунктуации: точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
воспринимать небольшой текст на слух, понимать его основное содержание;
строить предложение для решения определенной учебной задачи (для ответа на заданный вопрос);
участвовать в диалоге на учебные и бытовые темы;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность);
создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 3 предложения);
определять тему и основную мысль текста.
60.10.6. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проводить звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму);
произносить звуки и звукосочетания в соответствии с нормами литературно-письменного языка (на перечне изученной лексики);
находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы (простые случаи);
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
употреблять в речи слова с изученными словообразовательными суффиксами;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного);
рассуждать о способе определения первого склонения имен существительных в единственном числе;
рассуждать о способе определения второго склонения имен существительных в единственном числе: первой группы и второй группы;
понимать основное значение семи падежей в ненецком языке;
определять падежные вопросы к именам существительным, обозначающим человека;
определять падежные вопросы к именам существительным, обозначающим любые предметы, живые существа, кроме человека;
определять падежные суффиксы имен существительных единственного числа;
склонять по образцу имена существительные первого и второго склонения в единственном числе;
определять о множественное число имен существительных первого склонения и второго склонения;
определять грамматические признаки имен существительных: склонение, число, падеж;
находить неопределенную форму глагола в словаре;
рассуждать о способе определения первого и второго спряжения, о способе определения первой и второй группы второго спряжения;
изменять по образцу глаголы первого спряжения и второго спряжения в настоящем (неопределенном) времени по лицам и числам;
иметь представление об отрицательной форме глагола: самостоятельные и вспомогательные отрицательные глаголы;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем времени);
устанавливать при помощи вопросов связи между словами в простом предложении;
определять главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
определять предложения: распространенные и нераспространенные, повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные;
применять правила правописания, изученные в 1, 2, 3, 4 классах;
применять правила пунктуации, изученные в 1, 2, 3, 4 классах;
осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных небольших текстов;
использовать словарь для определения (уточнения) написания слова;
пользоваться справочником: грамматика ненецкого языка в таблицах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей