Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

60.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования

60.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования.

60.10.1. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (ненецкого) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (ненецкого) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (ненецкого) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (ненецкого) языка).

60.10.2. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

60.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (ненецкого) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

60.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

60.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

60.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

60.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

60.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

60.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

60.10.3. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово, предложение, работать с графической информацией; выделять слова из предложений;

выделять звуки из слова;

различать понятия "звук" и "буква";

определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи);

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

правильно называть буквы ненецкого алфавита; использовать знание последовательности букв в алфавите ненецкого языка для упорядочения небольшого списка слов;

применять правила правописания при письме: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи);

00001366.png

00001367.png

понимать прослушанный несложный короткий текст, построенный на знакомом языковом материале;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;

читать вслух и про себя короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

подбирать заголовок к тексту;

находить в тексте знакомые или незнакомые слова ненецкого языка (в соответствии с учебно-практической задачей);

составлять простое предложение из набора форм слов, соблюдая правильный порядок слов в ненецком предложении;

составлять текст из 3 предложений (на знакомом языковом материале) по сюжетным картинкам.

60.10.4. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

понимать смыслоразличительную функцию звуков в словах (на материале пройденной лексики);

характеризовать, сравнивать согласные звуки вне слова и в слове: парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки, парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки;

00001368.png

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учетом функций буква е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных) и ь (в конце слова);

распознавать глухой гортанный смычный звук [00001369.wmz] в словах;

использовать алфавит при работе с ненецко-русским и русско-ненецким словарем, уточнять значение слова и написание его с помощью словаря;

правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с орфоэпическими нормами ненецкого языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике);

группировать слова по тематическим группам (в пределах изученной тематической лексики);

00001370.png

00001371.png

распознавать слова, отвечающие на вопрос "хурка?" ("какой?", "какая?", "какое?");

00001372.png

различать предложение от набора несвязанных между собой слов;

иметь представление о порядке слов в простом предложении ненецкого языка;

составлять простое предложение из данных вразбивку форм слов (в пределах изученной тематической лексики);

применять изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных), знаки препинания в конце предложения;

использовать словарь для определения (уточнения) написания слова;

использовать справочник: грамматика ненецкого языка в таблицах;

участвовать в диалоге (диалог этикетного характера, диалог-расспрос (в пределах изученной лексики);

составлять монологическое высказывание (2 - 3 предложения на определенную тему);

определять тему текста, озаглавливать текст.

60.10.5. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове (гласный ударный и безударный, твердый и мягкий; согласный звонкий и глухой, парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки, парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки);

определять функции букв е, ё, ю, я и разделительных мягкого и твердого знаков;

соотносить звуковой и буквенный состав в словах (в пределах изученного);

проводить звуко-буквенный анализ слова;

использовать алфавит при работе с ненецко-русским и русско-ненецким словарем;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и синонимы;

находить в словах (с однозначно выделяемыми морфемами) корень, суффикс;

выделять основу слова (простая основа);

рассуждать о значении суффиксов в ненецком языке;

рассуждать об изменении значения слов с помощью словообразовательных суффиксов (в пределах изученной лексики);

00001373.png

рассуждать о способе деления имен существительных на 3 группы в зависимости от конечного звука основы;

определять грамматические признаки имен существительных: группу, число;

распознавать слова, отвечающие на вопрос "хурка?" ("какой?", "какая?", "какое?");

00001374.png

пользоваться словарем; находить в словаре неопределенную форму глагола;

пользоваться справочником: грамматика ненецкого языка в таблицах;

иметь представление о послелогах;

распознавать личные местоимения (в начальной форме);

распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в тексте (без использования термина);

употреблять в предложениях имена существительные, прилагательные, глаголы;

различать главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

соблюдать порядок слов в ненецком предложении;

применять при письме правила правописания: перенос слов, прописная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек, в начале предложения, правописание слов со звонкими и глухими согласными, правописание слов с удвоенными согласными; правописание слов с ь и ъ знаками, соединительные гласные -а (-я), -у (-ю) в сложных словах;

применять при письме правила пунктуации: точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

воспринимать небольшой текст на слух, понимать его основное содержание;

строить предложение для решения определенной учебной задачи (для ответа на заданный вопрос);

участвовать в диалоге на учебные и бытовые темы;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность);

создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 3 предложения);

определять тему и основную мысль текста.

60.10.6. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

проводить звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму);

произносить звуки и звукосочетания в соответствии с нормами литературно-письменного языка (на перечне изученной лексики);

находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы (простые случаи);

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

употреблять в речи слова с изученными словообразовательными суффиксами;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного);

рассуждать о способе определения первого склонения имен существительных в единственном числе;

рассуждать о способе определения второго склонения имен существительных в единственном числе: первой группы и второй группы;

понимать основное значение семи падежей в ненецком языке;

определять падежные вопросы к именам существительным, обозначающим человека;

определять падежные вопросы к именам существительным, обозначающим любые предметы, живые существа, кроме человека;

определять падежные суффиксы имен существительных единственного числа;

склонять по образцу имена существительные первого и второго склонения в единственном числе;

определять о множественное число имен существительных первого склонения и второго склонения;

определять грамматические признаки имен существительных: склонение, число, падеж;

находить неопределенную форму глагола в словаре;

рассуждать о способе определения первого и второго спряжения, о способе определения первой и второй группы второго спряжения;

изменять по образцу глаголы первого спряжения и второго спряжения в настоящем (неопределенном) времени по лицам и числам;

иметь представление об отрицательной форме глагола: самостоятельные и вспомогательные отрицательные глаголы;

определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем времени);

устанавливать при помощи вопросов связи между словами в простом предложении;

определять главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

определять предложения: распространенные и нераспространенные, повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные;

применять правила правописания, изученные в 1, 2, 3, 4 классах;

применять правила пунктуации, изученные в 1, 2, 3, 4 классах;

осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных небольших текстов;

использовать словарь для определения (уточнения) написания слова;

пользоваться справочником: грамматика ненецкого языка в таблицах.