Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

60.9. Содержание обучения в 4 классе

60.9. Содержание обучения в 4 классе.

60.9.1. Систематический курс (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).

60.9.1.1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).

Произношение звуков и звукосочетаний в соответствии с нормами литературно-письменного языка (в пределах изучаемой лексики).

60.9.1.2. Лексика.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов (простые случаи). Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Основа слова, простая и сложная основы; корень, соединительная гласная, словообразовательные и словоизменительные суффиксы (повторение изученного).

Понимание значения наиболее употребляемых словообразовательных суффиксов изученных частей речи. Употребление в речи.

60.9.1.3. Морфология.

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное, послелог, глагол (повторение).

Имя существительное. Склонение имен существительных. Два склонения имен существительных: первое склонение, второе склонение (общее представление).

Способ определения первого склонения. Первое склонение имен существительных в единственном числе (ознакомление). Семь падежей ненецкого языка, значение падежей, образцы употребление в речи. Падежные вопросы к именам существительным, обозначающим человека. Падежные вопросы к именам существительным, обозначающим любые предметы, живые существа, кроме человека. Падежные суффиксы имен существительных единственного числа. Употребление в речи.

Способ определения второго склонения. Второе склонение имен существительных в единственном числе: 1 группа и 2 группа (ознакомление). Второе склонение имен существительных 1 группы в единственном числе (падежные вопросы к именам существительным, обозначающим человека, падежные вопросы к именам существительным, обозначающим любые предметы, живые существа, кроме человека). Распознавание в тексте. Употребление в речи.

Второе склонение имен существительных 2 группы в единственном числе (падежные вопросы к именам существительным, обозначающим человека, падежные вопросы к именам существительным, обозначающим любые предметы, живые существа, кроме человека). Распознавание в тексте. Употребление в речи.

Множественное число имен существительных первого склонения (ознакомление).

Множественное число имен существительных второго склонения (ознакомление).

Глагол. Неопределенная форма глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени (спряжение). Спряжение глаголов: первое спряжение, второе спряжение глаголов первой группы, второе спряжение глаголов второй группы. Способы определения первого и второго спряжения. Способы определения первой и второй группы второго спряжения. Распознавание глаголов в тексте. Употребление в речи.

Отрицательная форма глагола: самостоятельные и вспомогательные отрицательные глаголы. Распознавание глаголов в тексте. Употребление в речи.

Использование справочника: грамматики ненецкого языка в таблицах.

Использование русско-ненецкого и ненецко-русского словаря.

60.9.1.4. Синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова Установление при помощи вопросов связи между словами в простом предложении. Порядок слов в ненецком предложении (повторение).

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.

60.9.1.5. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.

Повторение правил пунктуации, изученных в 1, 2, 3 классах.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных или предложенных текстов.

Использование словаря для определения (уточнения) написания слова.

60.9.2. Общие сведения о языке, язык и культура.

Отражение особенностей быта, традиций, занятий ненецкого народа в лексике изучаемых текстов о семье, о традиционных занятиях ненецкого народа в разное время года, о животных и птицах Крайнего Севера, о явлениях природы в разное время года, о праздниках, ненецких играх.

60.9.2.1. Предметное содержание речи.

00001362.png

"Мань семьяв" ("Моя семья"). Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера.

"Мань манзаин" ("Мои увлечения"). Мои любимые занятия. Национальные виды спорта и ненецкие подвижные игры. Совместные занятия. Выходной день. Каникулы. Мои любимые сказки.

"Мань нин" ("Мои друзья"). Имя, возраст, внешность, характер. Письмо другу.

"Мань школав" ("Моя школа"). Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.

"00001363.wmz" ("Мир вокруг меня"). Мой дом, квартира, комната, предметы мебели. Природа тундры. Животные Севера. Дикие и домашние животные. Птицы перелетные и зимующие. Птицы и животные в тундре, занесенные в Красную книгу. Времена года. Погода.

"00001364.wmz" ("Наша страна. Малая Родина"). Название, столица. Наша Родина. Малая родина. Родная ненецкая литература (рифмовки на родном ненецком языке, стихи ненецких поэтов, детские песни на ненецком языке, сказки, загадки, детские тексты на ненецком языке).

00001365.png

60.9.2.2. Развитие речи. Текст.

Понимание речи учителя и других обучающихся. Практическое овладение диалогической формой речи на ненецком языке, употребление норм речевого этикета (устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ) в ситуациях учебного и бытового общения.

Составление небольшого рассказа по ситуации и образцу. Продолжение рассказа по заданному началу и по образцу.

Корректирование небольших текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Понимание небольшого текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений. Ключевые слова в тексте.

Ознакомление с признаками текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заголовок.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Составление небольшого рассказа по серии сюжетных рисунков, по вопросам.

Составление короткого рассказа. Составление предложений по рисункам.

Составление небольшого текста по картинке и с помощью вопросов.

Сочинение по картинке, по ключевым словам.