Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

31.7. Содержание обучения во 2 классе

31.7. Содержание обучения во 2 классе.

31.7.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

31.7.2. Фонетика и графика.

00000086.png

00000087.png

31.7.3. Орфоэпия.

00000088.png

31.7.4. Лексика.

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Толковый словарь башкирского языка. Синоним, антоним (ознакомительно).

31.7.5. Состав слова (морфемика).

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания.

31.7.6. Морфология.

Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы "кто?", "что?", употребление в речи. В башкирском языке вопрос, выраженный местоимением "кто?", употребляется только для называния человека. Имена собственные и нарицательные. Число имени существительного.

Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы "что делает?", "что делают?", "что делал?", "что делали?". Лицо и число глагола (ознакомительно). Употребление в речи. Отрицательные частицы у глаголов.

Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы ("какой?", "какая?", "какое?", "какие?"), употребление в речи.

Имя числительное (ознакомление). Простые и сложные числительные.

31.7.7. Синтаксис.

00000089.png

31.7.8. Орфография и пунктуация.

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных), знаки препинания в конце предложения, перенос слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак, парные звонкие и глухие согласные в корне слова, чередование звонких и глухих согласных при изменении имен существительных, прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, слитное написание частиц отрицания у глаголов: бар и ма, 00000090.png.

31.7.9. Развитие речи.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Находить в тексте слова, значение которых требует уточнения. Пользоваться толковым, орфографическим словарями учебника. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Создание небольших устных и письменных текстов: записка, поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объемом 20 - 35 слов с использованием вопросов.

31.7.10. Тематические блоки.

31.7.10.1. "00000091.png" ("Я изучаю башкирский язык").

Знакомство с языками народов, проживающих на территориях около Башкортостана, изучение названий этих республик, областей и их столиц. Написание на башкирском и русском языках названий республик, находящихся вокруг Республики Башкортостан и названий их столиц. На каких языках говорят жители этих мест? Что нужно делать, чтобы представителям разных народов понимать друг друга?

31.7.10.2. "Танышыу" ("Знакомство").

Реплики: "Добрый день!", "Как ваши дела?", "Извините, пожалуйста!", "В какую страну поедете летом на отдых?".

31.7.10.3. "00000092.png" ("Моя школа").

Реплики: "С новым учебным годом!", "Кто сегодня дежурный?". Наш класс. Наша школа - лучшая. Дни недели. Уроки, которые я люблю. Идем в столовую. Правила поведения за столом. Скоро каникулы.

31.7.10.4. "Мин hэм 00000093.png" ("Я и моя семья").

Мы - дружная семья. Я - помощник (помощница). Продукты питания. Приглашаем на чаепитие. Кто любит завтракать? Готовим вместе обед. Ждем гостей.

31.7.10.5. "Мин hэм 00000094.png" ("Я и мои друзья").

Мой друг (подруга). За что я его (ее) люблю. Домашние животные. Домашние птицы. В цирке. Письмо другу. Праздник пап. Готовим подарки друзьям. Поздравительная открытка. Праздничный концерт.

31.7.10.6. "00000095.png республикам" ("Моя республика").

Я живу в Башкортостане. Уфа - столица Башкортостана. Я живу в городе. Я живу в деревне. На экскурсии. Памятник Салавату Юлаеву. Красавица Агидель. Памятник пчеле. Поющий фонтан "Семь девушек". Парк Победы.

31.7.10.7. "Мине уратып 00000096.png донъя" ("Мир вокруг меня").

Мой дом (моя квартира). Прогулка по городу. Погода на улице. Времена года. Золотая осень в Башкортостане. Праздник урожая "Сумбуля". Пришла зима. Катаемся на санках. Кормушка для птиц. Весной на огороде. Праздник "Науруз". Здравствуй, лето! Наши любимые ягоды. Деревья в лесу. Что где растет? Растения на лугу. Дикие животные. Дикие птицы. Лошадь - верный друг башкира. Звуки курая. Целительный напиток кумыс. На рыбалке. Любимые игры наших бабушек и дедушек "Юрта", "Ак тиряк, кук тиряк". Башкирские народная сказка "Как собака нашла хозяина".