Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

31.8. Содержание обучения в 3 классе

31.8. Содержание обучения в 3 классе.

31.8.1. Общие сведения о языке.

Башкирский язык как язык башкирского народа, отражающий историю, культуру, духовно-нравственные ценности народа. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

31.8.2. Фонетика и графика.

Звуки башкирского языка: гласный - согласный, гласный: твердый - мягкий, согласный: твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный. Функции разделительных "ь" и "ъ", условия использования при письме ь и ъ (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными "ь" и "ъ". Буквы "у", "y" между гласными звуками и в конце слова. Обозначение двух звуков буквой в (закрепление). Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

31.8.3. Орфоэпия.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

31.8.4. Лексика.

Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Синонимы и антонимы (ознакомление), подбор синонимов и антонимов к словам разных частей речи. Устаревшие слова (ознакомление).

31.8.5. Состав слова (морфемика).

Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).

31.8.6. Морфология.

Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Падеж имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Качественные и относительные прилагательные (без терминов). Степени сравнения имен прилагательных (основная, сравнительная, превосходная, уменьшительная) (ознакомительно). Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Падеж и число личных местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Время и число глагола. Категория отрицания глагола. Вопросы к глаголам настоящего и прошедшего времени в единственном и во множественном числе. Изменение по лицам и числам глагола в форме отрицания. Морфологический разбор глагола.

Имя числительное. Употребление в речи количественных и порядковых имен числительных. Разряды числительных: количественные и порядковые числительные. Различение количественных и порядковых числительных. Падежи имени числительного. Вопросы к падежам числительного.

31.8.7. Синтаксис.

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространенные и нераспространенные. Предложение по цели высказывания. Понятие "слово-обращение" в предложении. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

31.8.8. Орфография и пунктуация.

00000097.png

00000098.png

31.8.9. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов 00000099.png (и), 00000100.png (но). Ключевые слова в тексте. Уточнение значения слова с помощью толкового словаря. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа: письмо, объявление, поздравление. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение.

31.8.10. Тематические блоки.

31.8.10.1. "Мин 00000101.png" ("Я изучаю башкирский язык").

Отражение в произведениях устного народного творчества сведений о жизни народов, их быте, занятиях, чем они питались, как одевались. Можно ли проверить эту информацию, опираясь на фольклор? Сравнивая иллюстрации русской народной сказки "Гуси-лебеди" и башкирской народной сказки "Сказка о курае", определить, какую одежду раньше носили, назвать предметы одежды на русском и башкирском языках.

31.8.10.2. "Танышыу" ("Знакомство").

Реплики: "Сколько тебе лет?", "Где ты живешь?", "Какая у тебя семья?", "Чем занимаешься в свободное время?".

31.8.10.3. "00000102.png" ("Моя школа").

Реплики: "С Днем знаний!", "Я сегодня дежурный". На уроке башкирского языка. Книга - лучший друг. Детская писательница - Айсылыу Ягафарова. Народный писатель республики Нугуман Мусин.

31.8.10.4. "Мин 00000103.png" ("Я и моя семья").

Наставления дедушки. Советы бабушки. Моя родословная. Праздник семьи. Я люблю помогать в домашних делах. Какая книга тебе нравится? Мое любимое занятие. Спорт и я. Отдых в воскресенье.

31.8.10.5. "Мин 00000104.png" ("Я и мои друзья").

Мой день рождения. Правила поведения в гостях. Весело с друзьями. Народная игра "Прятки". Пишу письмо бабушке. Любимые игрушки. Мой друг компьютер. 00000105.png - настоящий друг. "Мой котенок" (по К. Ушинскому). Праздник защитников Отечества.

31.8.10.6. "00000106.png республикам" ("Моя республика").

Башкортостан - чудесный край. Монумент Дружбы в Уфе. Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа. Транспорт в Уфе. На экскурсию в краеведческий музей. Детский писатель Фарит Исянгулов. Москва - столица нашей страны. Как можно путешествовать?

31.8.10.7. "Мине уратып 00000107.png донъя" ("Мир вокруг меня").

Природа моего края. Горы Башкортостана. "Мой Урал" - отрывок из эпоса "Урал батыр". Агидель - это жемчужина нашего края. Башкортостан - край озер. Зеленая аптека. Косуля - украшение нашей природы. Лошадь - друг человека. Шагает осень золотая. Осеннее богатство. Наступила зима. Зимние игры. Здравствуй, весна-красна! Праздник Победы.