Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

90.6. Содержание обучения в 1 классе

90.6. Содержание обучения в 1 классе.

90.6.1. Начальным этапом изучения родного (эвенкийского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (эвенкийский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (эвенкийском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

90.6.2. Виды речевой деятельности.

Правила гигиены чтения и письма. Формулы речевого этикета в зависимости от возраста, статуса, степени знакомства с собеседником, ситуации, в которой протекает общение (обращение на вы и на ты).

Рассказы, диалоги на темы "00002808.png кэргэн" ("Моя семья"), 00002809.wmz ("В чуме"), 00002810.wmz ("В стойбище"), 00002811.wmz ("В лесу"), 00002812.wmz ("Традиции и обычаи эвенков").

90.6.3. Обучение грамоте.

90.6.3.1. Фонетика.

Гласные и согласные звуки эвенкийского языка. Гласные краткие и долгие звуки. Долгий гласный 00002813.wmz. Согласные твердые, мягкие, парные звонкие и глухие звуки. Специфические гласные и согласные звуки эвенкийского языка 00002814.wmz, 00002815.png, 00002816.png, [h]. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове.

90.6.3.2. Графика.

Различие звука и буквы: буква как знак звука. Функция букв 00002817.wmz, ё, 00002818.wmz, ю, 00002819.wmz, я, 00002820.wmz. Буква ъ. Буквы, употребляющиеся только в заимствованных словах (ж, з, ф, ц, ш, щ). Последовательность букв в эвенкийском алфавите.

90.6.3.3. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме по диктовку и при списывании.

90.6.3.4. Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Связное и ритмичное написание букв. Письмо разборчивым, аккуратным подчерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Письмо прописных букв в начале предложения и в именах собственных.

90.6.4. Систематический курс.

90.6.4.1. Синтаксис.

Речь. Устная речь и письменная речь. Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Текст.

Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Правильное оформление предложения при письме.

90.6.4.2. Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различие. Долгота в слове. Гласные долгие и краткие. Твердые и мягкие согласные звуки, их различие. Согласный звук 00002821.png.

Слог. Количество слогов в слове. Долгий слог. Деление слов на слоги.

Произношение звуков и сочетаний звуков, долгота в словах в соответствии с нормами эвенкийского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

90.6.4.3. Графика, орфография.

Алфавит эвенкийского языка: правильное название букв,

их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Звук и буква. Различие звуков и букв. Обозначение при письме гласных долгих звуков буквами: 00002822.wmz, 00002823.wmz, 00002824.wmz, 00002825.wmz, 00002826.wmz, 00002827.wmz. Функция букв 00002828.wmz, ё, 00002829.wmz, ю, 00002830.wmz, я, 00002831.wmz. Правописание специфических букв эвенкийского языка 00002832.png.

Перенос слов, а также слов с ъ из строки в строку.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

90.6.4.4. Состав слова. Морфемика.

Особенности присоединения суффиксов множественного числа в родном (эвенкийском) языке.

90.6.4.5. Лексика.

Слова как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Усвоение и выявление диалектных слов.

90.6.4.6. Морфология.

Слова, отвечающие на вопросы 00002833.png ("кто?") и 00002834.wmz ("что?"). Слова, отвечающие на вопросы 00002835.wmz ("какой?", "какая?", "какое?"). Слова, отвечающие на вопросы 00002836.wmz ("что делает?"), 00002837.wmz ("что делают?").

90.6.4.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях, кличках животных), перенос слов, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

90.6.5. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Работа с прослушанным текстом: ответы на вопросы по тексту, участие в беседе по содержанию текста, отработка правильного произношения.

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуация устного общения. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Чтение диалогов на темы 00002838.wmz ("Я в школе"), 00002839.wmz ("Я в классе"), "00002840.png кэргэнми" ("Моя семья"), 00002841.wmz ("Я в чуме"), "00002842.wmz амтылви 00002843.wmz 00002844.wmz" ("Традиционные занятия родителей в тайге"), "00002845.png 00002846.wmz 00002847.wmz?" ("Кто живет в лесу?"), "00002848.wmz 00002849.wmz балдыдяран? ("Что растет в лесу"), 00002850.wmz оллово 00002851.wmz" ("Я ловлю рыбу"), 00002852.wmz ("Разговор с дедушкой") и другие.