Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

37.7. Содержание обучения во 2 классе

37.7. Содержание обучения во 2 классе.

Содержание учебного предмета во 2 классе учитывает уровень языковой подготовки обучающихся, слабо владеющих родным (долганским) языком, и поэтому все темы, ситуации общения, языковые и речевые материалы направлены на формирование коммуникативной компетенции, умения осуществления устного общения с соблюдением норм родного языка. Для этого в курсе обучения родному (долганскому) языку представлен специальный раздел "Биhиги кэпсэтэбит" ("Мы говорим") и долганско-русский словарный минимум.

37.7.1. Предметное содержание речевой деятельности.

00000404.png

37.7.2. Языковые знания и навыки пользования ими.

37.7.2.1. Фонетика и орфоэпия.

Произношение звуков и звукосочетаний долганского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных звуков, дифтонгов, ударение в словах и фразах. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Правильное чтение специфичных гласных звуков долганского языка 00000405.png.

Правильное чтение специфичных согласных звуков долганского языка 00000406.png, [h].

Понимание функций букв ь, ъ, не имеющих звуков. Сравнительная характеристика звуков долганского и русского языков.

37.7.2.2. Графика.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного: запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка).

37.7.2.3. Лексика. Морфемика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики на уровне начального общего образования. Слова, представленные в словарном минимуме, в том числе слова, относящиеся к обычаям и традициям долганского народа. Простейшие устойчивые словосочетания. Этикетная лексика. Реплики-клише, отражающие культуру долганского народа. Уточнение значения слова по контексту. Состав слова (морфемика). Корень и аффикс слова.

37.7.2.4. Грамматическая сторона речи. Орфография и пунктуация.

Основные коммуникативные типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное (без введения определения понятия, на примере). Утвердительные и отрицательные предложения (без введения определения понятия, на примере). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Существительные (ознакомление без введения термина). Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных: существительные, обозначающие человека, отвечающие на вопросы "ким?", "кимий?" ("кто?"), существительные, обозначающие неодушевленные предметы, отвечающие на вопросы "туок?", "тугуй?" ("что?"). Образование имен существительных во множественном числе, аффиксы множественного числа в зависимости от конечной буквы основы слова: -лар - тар, -дар - нар.

Местоимение (ознакомление без введения термина). Личные местоимения: мин (я), эн (ты), гини (он, она), биhиги (мы). Употребление их в речи.

Глагол (ознакомление без введения термина): общее значение, вопросы "тугу гынар?" ("что делает?"), "тугу гыналлар?" ("что делают?"), "тугу гынна?" ("что сделал?"). Употребление их в речи. Слова, обозначающие действие предмета.

Имя прилагательное (ознакомление без введения термина): вопросы "кайдак?", "кайдагый?" ("как?"), "каннык" ("какой?"). Слова, обозначающие признак предмета: цвет, вкус, длину, ширину и высоту.

Имя числительное (ознакомление без введения): общее значение, вопрос "кас?" ("сколько?"). Слова, обозначающие количество предметов.

Прописная буква в именах, фамилиях людей. Прописная буква в кличках животных. Прописная буква в топонимах. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

37.7.3. Виды речевой деятельности.

37.7.3.1. Слушание (аудирование).

Понимание на слух речи учителя, диктора, других обучающихся, основное содержание облегченных и доступных по объему текстов с использованием изученного материала.

Тексты для аудирования: диалог, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сказка.

37.7.3.2. Говорение.

Участие в элементарных диалогах с соблюдением орфоэпических и интонационных норм долганского языка, воспроизведение наизусть считалок, чистоговорок, песенок. Разыгрывание готовых диалогов на изученные темы. Составление небольших текстов по серии сюжетных картинок, по персонажам мультфильмов, семейным фотографиям. Краткое изложение содержания услышанного или прочитанного текста.

37.7.3.3. Чтение.

Освоение обучающимися двух видов чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю).

Чтение вслух или "про себя" адаптированных текстов с соблюдением правил произношения и интонации долганского языка.

37.7.3.4. Письмо.

Списывание с печатного текста, выполнение письменных заданий (делать подписи к картинкам, выполнять лексические и грамматические упражнения, письменные ответы на вопросы к тексту).

37.7.4. Культуроведческие знания и навыки пользования ими.

Знание детского долганского фольклора (игры, считалки, загадки, чистоговорки, сценки из сказок о животных). Соблюдение норм речевого долганского этикета.