Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

37.6. Содержание обучения в 1 классе

37.6. Содержание обучения в 1 классе.

37.6.1. Начальным этапом изучения родного (долганского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (долганский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (долганском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

Курс рекомендуется разделить на 2 периода: устный (вводный), основной (букварный).

37.6.2. Устный (вводный) период.

Формирование навыков умения слышать, правильно произносить звуки и звукосочетания, слова и предложения на долганском языке, определять последовательность звуков в слоговой структуре слова, осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, накапливать лексические единицы, речевые конструкции, необходимые для дальнейшего коммуникативного общения и обучения грамоте. Приобщение к учебной деятельности, выполнение правил и требований общеобразовательной организации.

37.6.2.1. Предметное содержание речевой деятельности.

00000395.png

37.6.2.2. Виды речевой деятельности.

37.6.2.2.1. Слушание (аудирование).

Восприятие на слух и понимание речи учителя, других обучающихся в процессе диалогического общения на уроке, слов, предложений, диалогов и адаптированных текстов в аудиозаписи, вербальное и невербальное реагирование на услышанное.

37.6.2.2.2. Говорение.

Диалогическая речь. Участие в диалогах на долганском языке: приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, прощаться, задавать вопросы "кайдак?" ("как?"), "канна?" ("где?"), "кантан?" ("откуда?"), "кас?" ("сколько?"), "каннык?" ("какой?"), "каччага?" ("когда?"), "того?" ("зачем?").

Монологическая речь. Умение кратко рассказывать на долганском языке о себе, школе, семье, друзьях и одноклассниках, любимом животном, о своем селении, сказочных героях и своем увлечении. Описание предметов, сюжетных рисунков и предметных картинок, фотографий. Воспроизведение выученных чистоговорок, рифмовок, песенок, стихов.

37.6.2.2.3. Письмо.

Соблюдение правил посадки, положения тетради, ручки в руке. Ознакомление с письменными принадлежностями. Письмо прямых, вертикальных, горизонтальных наклонных линий как влево, так и вправо. Рисование долганских орнаментов, раскрашивание рисунков. Письмо основных элементов рукописных букв.

37.6.2.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний, долготы и краткости в словах долганского языка, правильное ударение в речевых фразах и словах. Соблюдение норм произношения и правильной интонации в долганских предложениях (утвердительных, отрицательных, восклицательных, вопросительных и побудительных).

Лексико-грамматическая сторона речи. Обучение лексической стороны речи происходит в тесной взаимосвязи с обучением грамматике.

Лексические единицы слов, обслуживающие ситуацию общения (существительные, имена собственные, глаголы с конкретным значением, количественные числительные (1 - 10), личные, указательные и притяжательные местоимения, прилагательные, междометия и речевые клише). Порядок слов в предложении.

37.6.3. Основной (букварный) период.

Развитие фонематического слуха, формирование действий звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами, освоение первоначального письма, закрепление знаний о слове и предложении, их структуре. Формирование навыков устной разговорной речи.

37.6.3.1. Предметное содержание основного букварного периода.

Знакомство с долганскими буквами и их звуками. Анализ звукового состава слов с применением схем, выполнение словарно-логических упражнений. Освоение первоначального чтения и письма, закрепление знаний о слове и предложении, их структуре.

Изучение букв и звуков не в порядке алфавита, по степени сложности произношения звука в слоге и в слове.

Знакомство с первой группой звуков и букв (краткие, долгие гласные): у, уу, а, аа, ы, ыы, y, yy, о, оо, 00000396.wmz, 00000397.wmz00000398.wmz, и, ии, э, ээ.

Знакомство со второй группой звуков и букв (согласные, удвоенные согласные, дифтонги): h, м, с, к, б, т, тт, р, н, нн, л, лл, г, дифтонги - ыа, уо, иэ, 00000399.png.

Знакомство с третьей группой звуков и букв (согласные, удвоенные согласные): й, п, пп, ч, чч, д, дь, 00000400.png, н, нь, ннь, я, ю, е, в, й, ё, з, ж, х, ш, щ, ф, ц, ь.

37.6.3.2. Языковые знания и навыки пользования ими.

37.6.3.2.1. Фонетика и орфоэпия.

Долганские буквы и обозначаемые ими звуки. Произношение звуков изолированно и в составе слова. Интонационное выделение. Звуковой анализ слова. Количество и последовательность звуков в слове. Различие гласных и согласных звуков. Особенность долгих и кратких гласных звуков, дифтонгоидов. Гласные звуки [y], [00000401.wmz]. Особенность согласных звуков (звонкий, глухой, твердый, мягкий). Удвоенные согласные. Согласные звуки 00000402.png, [h]. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков: деление слова на слоги на слух. Составление звуковых и слоговых схем (моделей) слов.

37.6.3.2.2. Графика. Различие звука и буквы: буква как знак звука (звуки произносим и слышим, буквы - пишем, видим и читаем). Правильное называние букв долганского алфавита. Основные правила чтения и орфографии. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия.

00000403.png

37.6.3.2.3. Лексика. Подбор долганских слов, в том числе заимствованных из русского языка для усвоения звуков и подготовке к слоговому чтению, чтению слов, предложений и адаптированных текстов.

37.6.3.3. Виды речевой деятельности.

37.6.3.3.1. Слушание (аудирование).

Различение на слух звуков, звукосочетаний, слов, предложений на долганском языке. Понимание просьб и указаний учителя, других обучающихся, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе. Восприятие и понимание на слух информации, содержащейся в аудиотексте (сообщение, диалоги, рассказы, стихи, песенки и другие), построенном в основном на знакомом языковом материале.

37.6.3.3.2. Говорение. Участие в элементарных диалогах (диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета. Небольшое описание предмета, картинки, персонажа.

37.6.3.3.3. Чтение. Осуществление слогового чтения слов. Чтение по слогам отдельных слов с данной буквой. Слоговое чтение и чтение рядов из букв, целых слов, коротких предложений, коротких текстов, короткого диалога со скоростью, соответствующей для первоклассника. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания (подражание учителю, без введения терминов). Выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, сказок из учебника (подражание учителю, без введения терминов).

37.6.3.3.4. Письмо. Обучение письму и формирование каллиграфического навыка: овладение графикой родного (долганского) языка, начертанием письменных прописных и строчных букв, письмо разборчивым, аккуратным почерком. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Понимание функции небуквенных графических средств - пробела между словами и знака переноса. Выполнение письменных заданий из учебника (делать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова и другие).

37.6.4. Культуроведческие знания и навыки пользования ими.

Знание долганских имен, название поселений, игрушек, игр. Соблюдение норм речевого долганского этикета.