Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

54.6. Содержание обучения в 1 классе

54.6. Содержание обучения в 1 классе.

54.6.1. Начальным этапом изучения родного (марийского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (марийский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (марийском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучения грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

Учебный курс является введением в систему языкового и литературного образования и нацелен на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к процессу чтения. Особое внимание на данном этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого обучающегося, приобщению детей к учебной деятельности.

При изучении марийского языка обучающийся должен накопить достаточный словарный запас, что важно для общения в повседневной жизни и учебной деятельности. Активное усвоение лексики предполагает практическое ознакомление обучающихся с лексическим значением слов, с явлениями омонимии, синонимии, антонимии и другие.

Обучающиеся знакомятся с фонетическим и морфемным составом слова, изучают основные части речи и их грамматические категории, синтаксические функции. Обучение проводится комплексно и строится на материале занимательных текстов для чтения и аудирования, упражнений по развитию речи.

54.6.1.1. Фонетика.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Гласные звуки: [а], [э], [и], [о], 00001051.wmz, [у], 00001052.wmz, [ы] (луговомарийская норма), [а], [э], [и], [о], 00001053.wmz, [у], 00001054.wmz, [ы], 00001055.wmz, 00001056.wmz (горномарийская норма) и их произношение.

Согласные звуки: звук 00001057.wmz (луговомарийская норма).

Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости (мягкости) согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости (глухости) согласных звуков: [б] и [п], [д] и [т], [в] и [ф], [ж] и [ш], [з] и [с], [г], [к], [л'], [н']. Только некоторые звуки не имеют пары, поэтому их называют непарными по звонкости и глухости: [л], [м], [н], [р], [й'] (непарные звонкие), [х], [ц], [ч'], [щ'] (непарные глухие). Определение качественной характеристики звука: гласный (согласный), гласный ударный (безударный), согласный твердый (мягкий), парный (непарный), согласный звонкий (глухой), парный (непарный).

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Ударный и безударный слог. Смыслоразличительная роль ударения.

54.6.1.2. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости (мягкости) согласных звуков. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с марийским алфавитом как последовательностью букв. Чтение алфавита: правильное называние букв в их последовательности.

Буквы 00001058.wmz, 00001059.wmz, 00001060.wmz (луговомарийская норма), 00001061.wmz, 00001062.wmz, 00001063.wmz, 00001064.wmz (горномарийская норма).

Определение функции букв е, ё, ю, я в словах.

54.6.1.3. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

54.6.1.4. Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

54.6.1.5. Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова, отвечающие на вопросы 00001065.wmz ("кто?"), "мо?" ("что?"). Слова, отвечающие на вопрос "мом ышташ?" ("что делать?"). Слова, отвечающие на вопрос "могай?" ("какой?").

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

54.6.1.6. Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная (Прописная) буква в начале предложения, в именах, фамилиях, географических названиях, кличках животных, перенос слов по слогам без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.

54.6.1.7. Развитие речи.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление предложений по серии сюжетных картинок, на основе наблюдений (на основе ключевых слов) (при помощи учителя).

54.6.2. Система языка.

54.6.2.1. Фонетика и графика.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный (согласный), гласный ударный (безударный), согласный твердый (мягкий), парный (непарный), согласный звонки (глухой), парный (непарный). Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного марийского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Различение звуков и букв. Обозначение при письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование при письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа урем, кольмо, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв в их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

54.6.2.2. Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по контексту или уточнение значения с помощью словаря учебника.

54.6.2.3. Предложение.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, выявление смысловой связи.

54.6.2.4. Текст.

Признаки текста: общее представление о смысловом единстве предложений в тексте и связи заглавия с содержанием.

54.6.2.5. Орфография.

Орфоэпия. Пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации: перенос слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

54.6.3. Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи на уровне элементарного диалога.

Практическое овладение монологической формой речи на уровне умения поприветствовать, представиться, попросить о помощи, поблагодарить, попрощаться.

54.6.4. Общие сведения о языке.

Язык и речь. Значимость знания родного языка. Марийский язык в Республике Марий Эл.