Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

54.5. Пояснительная записка

54.5. Пояснительная записка.

54.5.1. Программа по родному (марийскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

54.5.2. Программа по родному (марийскому) языку разработана для образовательных организаций Российской Федерации, в которых изучается родной (марийский) язык. Программа по родному (марийскому) языку может служить основой для разработки рабочих программ по двум существующим литературным нормам: луговомарийской и горномарийской, с учетом незначительных различий (к примеру, таких, как наличие специфичного звука 00001048.wmz в луговомарийской литературной норме и звуков 00001049.wmz, 00001050.wmz - в горномарийской).

54.5.3. Программа по родному (марийскому) языку обеспечивает межпредметные связи с учебными предметами "Литературное чтение на родном (марийском) языке", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство", "История и культура народов Марий Эл", "Технология", "Физическая культура".

54.5.4. Знакомясь с единицами марийского языка, обучающиеся осознают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе марийского языка и в речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования, символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами.

Программа по родному (марийскому) языку предусматривает формирование у обучающихся представлений о лексике марийского языка, что способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения).

54.5.5. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Освоение грамматических понятий способствует процессу интеллектуального и речевого развития обучающихся.

Программа по родному (марийскому) языку предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий, формирование умений различать части речи и значимые части слова, находить орфограммы, различать их типы и соотносить их с определенными правилами, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль, что послужит основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы по родному (марийскому) языку является основой для овладения обучающихся приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, в выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

54.5.6. В содержании программы по родному (марийскому) языку выделяются следующие содержательные линии:

"Общие сведения о языке" - формирование базовых знаний о многообразии языкового пространства народов Российской Федерации, овладение первоначальными сведениями о проблемах сохранения и развития родного языка в современных условиях, осознание роли родного языка в жизни человека;

"Система языка" - освоение основ лингвистических знаний, формирование представлений о марийском языке как системе через изучение основных его разделов - фонетики, орфоэпии, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации;

"Развитие речи" - изучение тем, направленных на развитие речи обучающихся, получение первоначальных представлений о слове, предложении, тексте, культуре речевого общения.

54.5.7. Изучение родного (марийского) языка направлено на достижение следующих целей:

овладение первоначальными научными представлениями о системе марийского языка, об основных языковых единицах, их признаках и особенностях употребления в речи;

понимание значимости знания родного языка в деле освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия марийского языка;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

вырабатывание коммуникативных навыков: развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на марийском языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке;

развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

54.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (марийского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (1 час в неделю, 33 учебных недель), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).