VII. Оспаривание решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума

VII. Оспаривание решения об итогах голосования,

о результатах выборов, референдума

122. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах дифференцирует порядок обжалования решений комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума в том числе в части определения участников правоотношений, правомочных обращаться в суд с заявлением об отмене указанных решений с учетом характера их субъективных прав.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (пункт 2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 15 статьи 239 КАС РФ).

Право оспорить решение избирательной комиссии о результатах выборов также предоставлено гражданину и избирательному объединению в случае признания после дня голосования незаконным отказа в регистрации такого гражданина кандидатом или отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением (подпункт "д" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 15 статьи 239 КАС РФ).

123. Закон предоставляет право оспорить решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования только гражданам, чье активное избирательное право, право на участие в референдуме непосредственно затрагивается порядком голосования избирателей и определением итогов голосования.

С учетом этого в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования, вправе обратиться избиратель, участник референдума только на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме (пункты 1.2 - 1.4 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 16 статьи 239 КАС РФ).

Оспорить итоги голосования на другом избирательном участке гражданин может лишь в случае, если он участвовал в выборах в качестве кандидата и решением избирательной комиссии об итогах голосования непосредственно затрагивается его пассивное избирательное право.

124. В случае отмены решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, когда при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения Закона об основных гарантиях избирательных прав. Если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд вправе признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума (пункты 1.2, 4, 9 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

125. Подсчет голосов и определение результатов выборов, референдума относятся к компетенции соответствующей комиссии. В связи с этим при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума (пункт 1 статьи 70, пункт 11 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Если срок полномочий соответствующей комиссии истек, суд не вправе определять, какая комиссия должна произвести повторный подсчет голосов. Решение этого вопроса относится к компетенции комиссии, которая организовала подготовку и проведение выборов, референдума.

126. Порядок проведения выборов и организации голосования сопровождается осуществлением избирательных процедур, установленных законодательством, включая порядок голосования (например, анонимизация личности избирателя, идентификация личности избирателя, порядок выдачи бюллетеней), установление итогов голосования и результатов выборов (подсчет бюллетеней и голосов избирателей, соответствующее оформление протокола об итогах голосования) (статьи 64, 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Отступление от условий, правил и процедур, повлекшее такое искажение волеизъявления избирателей, которое не позволяет определить конечные итоги голосования, влечет отмену судом соответствующего уровня решения комиссии, утвердившей эти итоги, результаты выборов (подпункт "б" пункта 1.2, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).

Например, выбытие после начала голосования кандидата, за которого до его выбытия осуществлялось голосование избирателей, не может служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов в случае, если данное обстоятельство не привело к искажению действительной воли избирателей, отраженной в соответствующих итогах голосования, результатах выборов.

127. Гласность в деятельности комиссий является одной из гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан и заключается в том числе в праве наблюдать за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума, а также в праве участвовать в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума (пункты 42, 43 статьи 2, пункты 2, 3, 4, 6, 7, 11, 11.1 статьи 30, подпункт "в" пункта 1.2, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).

Субъекты, которые вправе осуществлять полномочия наблюдателя на выборах, референдуме, определены в законе, и к ним не относятся, например, представители средств массовой информации, в том числе аккредитованные в установленном законом порядке, осуществляющие информационное освещение подготовки и проведения выборов (пункты 1, 1.1, 1.2, 4, 9, 11, 11.1 статьи 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Воспрепятствование осуществлению наблюдения при проведении голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, которое повлекло невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, является основанием для отмены решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, референдума.

При этом следует учитывать, что полномочия, указанные в пунктах 1.2, 3, 11.1 статьи 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав, осуществляются только представителями средств массовой информации, работающими в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (референдума) трудового договора, аккредитованными в порядке, установленном законом (пункты 1, 1.1, 1.2, 11.2 статьи 30 названного закона).

128. Признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов либо отмена решения суда об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов являются основанием для отмены решения о результатах выборов, если это нарушение не позволило выявить действительную волю избирателей и при этом такая отмена является адекватным способом защиты одновременно пассивного и активного избирательного права.

В связи с этим суд наряду с констатацией нарушения прав кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, и на основании критерия соразмерности (пропорциональности) вправе признать невозможным проведение повторных выборов в целях восстановления пассивного избирательного права и признать право на использование иных компенсаторных механизмов (в том числе на признание и возмещение государством причиненного вреда) (подпункт "д" пункта 2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

129. Закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Суд также вправе отменить соответствующее решение комиссии, если установит иные существенные нарушения законодательства о выборах и референдумах, например распространение вводящих в заблуждение избирателей, участников референдума поддельных изображений, аудио- и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий, если такие нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (статья 44, пункт 2 статьи 45, пункт 1, подпункт "е" пункта 2 статьи 48, подпункт "д" пункта 1.2, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).

Следует иметь в виду, что не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования недействительными нарушения Федерального закона N 67-ФЗ, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов (пункт 5 статьи 77 названного закона).

130. При оспаривании решения вышестоящей избирательной комиссии, которым на нижестоящую комиссию возложена обязанность привести решение об определении результатов выборов в соответствие со сводными таблицами, такое решение вышестоящей комиссии может быть признано законным, несмотря на то, что им могут быть затронуты права и обязанности иных лиц, в том числе кандидатов, признанных избранными на выборах (пункт 11 статьи 23, пункты 6 и 7 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ).