IX. Порядок принятия судом решения по делу о защите избирательных прав

IX. Порядок принятия судом решения по делу о защите

избирательных прав

134. Для обеспечения гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации законом установлены сроки, до наступления которых заинтересованными лицами могут быть совершены те или иные действия и которые должны быть учтены судами при рассмотрении дел и принятии решений, в том числе об удовлетворении заявленных требований.

Для достижения целей судебной защиты соответствующих субъектов избирательных прав решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за пять дней до первого дня голосования) (часть 4 статьи 241 КАС РФ).

Суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума не позднее чем за три дня до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за три дня до первого дня голосования) (часть 5 статьи 241 КАС РФ).

Однако эти сроки не распространяются на дела по административным исковым заявлениям об оспаривании решений избирательных комиссий, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

135. Наступление даты, до которой допускается принятие судом решения об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, не является основанием для прекращения производства по делу.

Истечение сроков, установленных частями 4 и 5 статьи 241 КАС РФ, исключает возможность отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Поэтому суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении административного искового заявления и в том случае, когда имеются основания для отмены регистрации.

136. По делу по административному исковому заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума суд принимает решение не позднее чем через четырнадцать дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня поступления такого заявления в суд (часть 6 статьи 241 КАС РФ).

Истечение данных сроков в период рассмотрения дела не препятствует рассмотрению судом дела о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, а также установлению всех фактических обстоятельств и не влечет прекращения производства по делу.

Вместе с тем указанные обстоятельства влекут отказ в удовлетворении административного иска, на что должно быть указано в мотивировочной части решения.

137. Необходимо иметь в виду, что завершение избирательной кампании, кампании референдума или окончание дня голосования в период рассмотрения административного дела о защите избирательных прав, возбужденного по административному исковому заявлению, поступившему в установленный законом срок, не является препятствием к разрешению судами (включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) указанного дела по существу (части 1, 8 статьи 241 КАС РФ).

138. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (часть 1 статьи 111 КАС РФ).

При удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума судебные расходы взыскиваются с такой комиссии.

При отмене регистрации кандидата в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, судебные расходы взыскиваются с административного ответчика (кандидата, чья регистрация отменена) (подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

В случае отсутствия у избирательной комиссии, комиссии референдума лицевого счета в органах Федерального казначейства судебные расходы взыскиваются с избирательной комиссии, организующей выборы, референдум и являющейся главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума (подпункт "д" пункта 10 статьи 23, пункт 3 статьи 57 Закона об основных гарантиях избирательных прав, пункт 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Если судом удовлетворены административные исковые требования, связанные с проведением муниципальных выборов, к территориальной избирательной комиссии, не имеющей лицевого счета, судебные расходы взыскиваются за счет средств бюджета, из которого осуществлялось соответствующее финансирование, поскольку расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета.

После окончания избирательной кампании судебные расходы подлежат взысканию с публично-правового образования в зависимости от уровня выборов, референдума в лице соответствующего финансового органа. В этом случае судебные расходы могут быть взысканы без привлечения избирательной комиссии (статья 81 БК РФ, статья 1069 ГК РФ).

139. В резолютивной части решения об удовлетворении административного иска о защите избирательных прав суд должен указать лицо, обязанное устранить допущенные нарушения или совершить определенные действия, срок устранения соответствующих нарушений с учетом периода проведения избирательной кампании, кампании референдума, порядок и срок обжалования решения суда.

Если решение подлежит обращению к немедленному исполнению, на это также указывается в резолютивной части (пункт 2 части 6 статьи 180, статья 188, часть 6 статьи 244 КАС РФ).

Суд может указать на необходимость принятия соответствующим органом решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо устранения иным способом допущенных нарушений. Определение судом способа восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений зависит от вида нарушений, установленных при рассмотрении дела.

Например, в случае признания незаконным и отмены постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выдвинутого избирательным объединением, суд вправе возложить на соответствующую избирательную комиссию обязанность рассмотреть вопрос о регистрации такого списка кандидатов.

140. По делам о защите избирательных прав суд вправе огласить только резолютивную часть решения (часть 2 статьи 174 КАС РФ).

Мотивированное решение суда по делу о защите избирательных прав, рассмотренному в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сокращенных сроков рассмотрения административных дел этой категории (часть 3 статьи 244 КАС РФ).

Следует также иметь в виду, что закон предусматривает сокращенный срок апелляционного обжалования судебных решений по данной категории дел (части 3 и 3.1 статьи 298 КАС). В связи с этим в период избирательной кампании, кампании референдума (до дня голосования) копии решения суда должны быть вручены или направлены лицам, участвующим в деле, их представителям, а также представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, незамедлительно (немедленно) после изготовления соответствующего решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий (часть 4 статьи 244 КАС РФ).

При этом способом, обеспечивающим скорейшую доставку копий соответствующего решения, является использование судом любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты), позволяющих контролировать получение указанных копий адресатом. В частности, копия решения может быть направлена посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (часть 4 статьи 2, статья 98 КАС РФ).

Если решение суда принято после дня голосования, его копия вручается указанным лицам под расписку или направляется им в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме (часть 4 статьи 244 КАС РФ).

Необходимо обратить внимание, что копия вступившего в законную силу решения суда, которым удовлетворено заявленное требование, или решения, подлежащего немедленному исполнению, незамедлительно направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу. Суд также может направить копию вступившего в законную силу решения суда руководителю вышестоящего в порядке подчиненности органа, председателю вышестоящей в порядке подчиненности комиссии, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу (часть 5 статьи 244 КАС РФ).

141. Решения по делам о защите избирательных прав вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы, а в случае подачи апелляционной жалобы, представления - после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, если решение суда не отменено (статья 186 КАС РФ).

По общему правилу решение по делу о защите избирательных прав подлежит исполнению после его вступления в законную силу, за исключением случаев его обращения к немедленному исполнению (статья 187 Кодекса).

В частности, немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования (пункт 9 статьи 3 Закона об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, часть 6 статьи 244 КАС РФ).

В зависимости от характера спорных отношений, разрешаемых судом, к немедленному исполнению могут быть обращены и иные решения, если это прямо не запрещено законом, как по просьбе административного истца, так и по инициативе суда (части 1 и 2 статьи 188 КАС РФ).

Например, к немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (часть 6 статьи 244 КАС РФ).

142. Решение суда по делу о защите избирательных прав, вступившее в законную силу или обращенное к немедленному исполнению, является основанием для регистрации кандидата, списка кандидатов или повторного рассмотрения вопроса о такой регистрации, если данная обязанность возложена на избирательную комиссию (восстановления их регистрации) и не требует подтверждения со стороны соответствующей комиссии (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", пункт 3 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав).