Утверждены

приказом Минспорта России

от 30 октября 2015 г. N 999

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ

СБОРНЫХ КОМАНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минспорта России от 07.07.2022 N 575,

от 17.05.2023 N 325)

1. Настоящие требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (далее - требования) устанавливают общие основы организации процесса подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, особенности предмета деятельности, структуры организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, их задачи и порядок взаимодействия, особенности методического, научно-методического и кадрового обеспечения, питания, оценки качества и эффективности деятельности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования распространяются на подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта.

2. Обеспечение подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации (далее - спортсмены) осуществляется через взаимодействие комплекса элементов системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.

Комплекс элементов системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации включает спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, региональные центры спортивной подготовки, училища олимпийского резерва, юридические лица, в составе которых имеются структурные подразделения, предметом деятельности которых является реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, реализующие различные задачи в рамках обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, имеющие соответствующую структуру и предмет деятельности, обеспечивающие подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (далее - организации), методическое, научно-методическое обеспечение и питание при организации спортивной подготовки.

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации достигается в результате непрерывного процесса подготовки спортивного резерва.

Непрерывный процесс подготовки спортивного резерва обеспечивается путем реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки с последовательным переводом спортсменов на соответствующий этап спортивной подготовки с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки в организациях осуществляется в соответствии с предметом деятельности организации в целях обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации определяют предмет своей деятельности в соответствии с требованиями.

4. Организации, в качестве элементов системы подготовки спортивного резерва, реализуют различные задачи в рамках обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, обеспечивая непрерывную подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, с последовательным переводом спортсмена из одной организации в другую, в зависимости от предмета деятельности организаций.

Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. - Приказ Минспорта России от 07.07.2022 N 575.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае соответствия спортсмена критериям для включения в списки кандидатов в спортивные сборные команды субъекта Российской Федерации он вступает в трудовые отношения с региональным центром спортивной подготовки.

Спортсмены, входящие в состав спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, и являющиеся работниками региональных центров спортивной подготовки, проходят спортивную подготовку по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки в других организациях субъекта Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" (далее - федеральный центр подготовки спортивного резерва) обеспечивает, через координацию деятельности организаций, преемственность перевода спортсмена из одной организации в другую для повышения уровня его спортивного мастерства.

5. Федеральный центр подготовки спортивного резерва, предметом деятельности которого является, в том числе, координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, путем осуществления следующих видов деятельности:

координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва;

организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий;

организация и проведение официальных спортивных мероприятий;

методическое обеспечение организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация и проведение Всероссийской спартакиады между субъектами Российской Федерации по летним и зимним видам спорта среди различных групп и категорий населения, включая спортивные соревнования среди обучающихся, молодежи, трудящихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

мониторинг системы подготовки спортивного резерва;

осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

иные виды деятельности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, учредительными документами.

6. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научный центр физической культуры и спорта" (далее - федеральный научный центр физической культуры и спорта), предметом деятельности которого является координация деятельности научных учреждений по разработке программ научно-методического сопровождения подготовки спортивного резерва, внедрение современных тестирующих, диагностических и восстановительных технологий, повышающих тренировочную и соревновательную результативность, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, путем осуществления следующих видов деятельности:

координация деятельности научных учреждений по разработке программ научно-методического сопровождения системы подготовки спортивного резерва;

анализ эффективности проведения комплексного контроля подготовки спортивного резерва;

внедрение современных тестирующих, диагностических и восстановительных технологий, повышающих тренировочную и соревновательную результативность;

проведение научных исследований в интересах организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, и по актуальным вопросам подготовки спортивного резерва;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, с целью повышения работоспособности и адаптивных способностей у спортсменов, снижение времени восстановления и профилактики развития перетренированности;

участие в организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов и других специалистов, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;

проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов.

7. В системе подготовки спортивного резерва, в зависимости от целей и характера (предмета) деятельности, осуществляют деятельность:

спортивные школы (в том числе спортивно-адаптивные школы), предметом деятельности которых является реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки на этапе начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, если иное не установлено учредителем;

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

спортивные школы олимпийского резерва (в том числе спортивно-адаптивные школы, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации использовать в своем наименовании слова "Олимпийский", "Паралимпийский", "Сурдлимпийский" и образованные на их основе слова и словосочетания), предметом деятельности которых является реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки на этапе начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

училища олимпийского резерва, предметом деятельности которых является подготовка спортивного резерва, кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации в режиме круглогодичного учебно-тренировочного процесса с обеспечением питания, проживания, медицинского и психологического сопровождения при реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства и реализация профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта;

региональные центры спортивной подготовки, предметом деятельности которых является обеспечение подготовки спортивных сборных команд, координация деятельности физкультурно-спортивных организаций субъекта Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет деятельность региональный центр спортивной подготовки, и методическое обеспечение организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

юридические лица, в составе которых имеются структурные подразделения, предметом деятельности которых является реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

(п. 7 в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Наименование организации должно содержать указание на характер (предмет) ее деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 05.12.1994, N 32, ст. 3301).

9. Спортивная школа (далее - СШ) обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации путем осуществления спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства, если иное не установлено учредителем.

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

Задачами СШ, направленными на обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, являются:

обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

организация и проведение учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) на основе разработанных в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

организация и проведение официальных спортивных мероприятий;

финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку (далее - спортсмены), в том числе обеспечение питания и проживания, обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий, а также в период следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно;

обеспечение участия спортсменов организации в официальных спортивных мероприятиях;

разработка и реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения;

составление индивидуальных планов спортивной подготовки спортсменов, находящихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9 в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Спортивная школа олимпийского резерва (далее - СШОР) обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации путем осуществления спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства.

Задачами СШОР, направленными на обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, являются:

обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

организация и проведение учебно-тренировочных мероприятий на основе разработанных в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

организация и проведение официальных спортивных мероприятий;

финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение спортсменов, в том числе, обеспечение питания и проживания, обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий, а также в период следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно;

обеспечение участия спортсменов организации в официальных спортивных мероприятиях;

разработка и реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения;

составление индивидуальных планов спортивной подготовки спортсменов, находящихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

(п. 10 в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

11 - 12. Утратили силу с 1 января 2023 года. - Приказ Минспорта России от 07.07.2022 N 575.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Региональный центр спортивной подготовки (далее - ЦСП) обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, осуществляя следующую деятельность:

организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд;

организация и обеспечение подготовки спортивного резерва;

координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва;

методическое обеспечение организаций.

Задачами ЦСП, направленными на обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, являются:

организация и проведение официальных спортивных мероприятий;

выполнение работ по подготовке спортивного резерва, включая организацию и проведение учебно-тренировочных мероприятий, обеспечение питания и проживания, методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение спортсменов, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий, а также в период следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение участия спортивных сборных команд в официальных спортивных мероприятиях;

организация и проведение официальных спортивных мероприятий;

координация организационно-методической работы по подготовке спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;

выполнение работ по медицинскому, медико-биологическому и психологическому обеспечению спортсменов;

организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку;

осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта;

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация отбора и сопровождения спортивно одаренных детей.

(абзац введен Приказом Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

14. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Приказ Минспорта России от 07.07.2022 N 575.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Училище олимпийского резерва (далее - УОР) обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации путем реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта и осуществления спортивной подготовки на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства.

Реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования осуществляется в УОР в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачами УОР, направленными на обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, являются:

обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации в режиме круглогодичного учебно-тренировочного процесса;

обеспечение питания, проживания, медицинского, медико-биологического и психологического сопровождения, материально-техническое обеспечение, в том числе, обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем спортсменов, проезда к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий, а также в период следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно;

реализация общеобразовательных программ и программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта, и использование спортсменом полученных знаний в учебно-тренировочном процессе;

организация и проведение официальных спортивных мероприятий;

обеспечение участия спортивных команд в официальных спортивных мероприятиях.

(п. 15 в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Подготовка спортивного резерва обеспечивается путем реализации комплекса мероприятий, включающего методическое, финансовое, научно-методическое, кадровое и иные виды обеспечения.

17. Методическое обеспечение подготовки спортивного резерва осуществляется путем организации и ведения методической работы с организациями, спортсменами, лицами, осуществляющими спортивную подготовку.

Методическая работа планируется на календарный год или спортивный сезон.

В плане методической работы указываются направления методической работы, основные мероприятия и сроки их осуществления.

18. Основными направлениями методического обеспечения спортивной подготовки являются:

подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере физической культуры и спорта;

подготовка предложений по развитию системы подготовки спортивного резерва;

участие в разработке проектов ведомственных нормативных правовых актов;

взаимодействие с Министерством спорта Российской Федерации (далее - Министерство), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта, иными органами государственной и муниципальной власти;

проведение мониторинга реализации комплекса мер в системе подготовки спортивного резерва;

анализ деятельности организаций;

разработка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку;

участие в разработке профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта.

Задачи методической работы:

подготовка экспертных заключений, рецензий на, дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе в рамках деятельности федеральных и (региональных) экспериментальных и инновационных площадок;

мониторинг и анализ деятельности организаций;

разработка методических рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций и лиц, осуществляющих спортивную подготовку;

консультирование спортсменов и лиц, осуществляющих спортивную подготовку.

Методическое обеспечение подготовки спортивного резерва осуществляют специалисты организаций, указанных в пунктах 5 - 7 требований, занимающие должности инструктор-методист, старший инструктор-методист, а также руководители соответствующих методических подразделений.

19. Научно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва осуществляется по следующим направлениям:

выполнение научно-исследовательских работ по актуальным вопросам подготовки спортивного резерва;

обобщение и разработка подходов к решению задач начальной спортивной ориентации;

обоснование научно-методических подходов и разработка требований к переводным нормативам на этапах многолетней спортивной подготовки в отдельных видах спорта;

организация работы комплексных научных групп и проведение обследований спортсменов юношеских команд с целью отбора и контроля их состояния с учетом особенностей биологического развития спортсменов;

анализ, обобщение и выдача научных рекомендаций по разработке условий перехода молодежи в состав спортивных сборных команд и обеспечение их успешной адаптации к системе подготовки спортивных сборных команд;

обоснование и внедрение современных тестирующих, диагностических и восстановительных технологий, инновационных средств, методов и технологий в различных видах подготовки (теоретической, общей физической, специальной физической, технической, тактической, психологической, интегральной, соревновательной), обеспечивающих результативность соревновательной деятельности, рост спортивного мастерства спортсмена;

оказание научной и научно-методической помощи лицам, осуществляющим спортивную подготовку спортивных сборных юношеских команд по видам спорта.

20. Координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации осуществляется федеральным центром подготовки спортивного резерва.

21. Распределение (закрепление) работников организации, совместно участвующих в реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, проводится в соответствии со сводным планом комплектования организации, тарификационными списками работников, локальными нормативными актами организации, при этом используются следующие методы:

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) бригадный метод работы (работа по реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки более чем одним специалистом, непосредственно осуществляющим учебно-тренировочный процесс по этапам (периодам), с контингентом спортсменов, закрепленным персонально за каждым специалистом).

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результативность деятельности отдельного работника, в этом случае, определяется с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста (норме отработанных часов) и вклада в выполнение установленных для бригады норм и показателей результативности работы;

б) одновременная работа двух и более работников, реализующих дополнительную образовательную программу спортивной подготовки с одним и тем же контингентом спортсменов, закрепленным одновременно за несколькими работниками организации, с учетом специфики избранного вида спорта (группы видов спорта), либо в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Количество лиц, осуществляющих спортивную подготовку, необходимое для реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, определяется организацией в соответствии с примерными дополнительными образовательными программами спортивной подготовки и требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, с учетом специфики избранного вида спорта (группы видов спорта).

(в ред. Приказов Минспорта России от 07.07.2022 N 575, от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Тренеры, тренеры-преподаватели, обеспечивающие подготовку спортивного резерва:

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляют свою деятельность на профессиональном уровне, соответствующем занимаемой должности, обеспечивают в полном объеме реализацию учебно-тренировочного процесса в соответствии с утвержденной в организации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдают правовые, нравственные и этические нормы, следуют требованиям профессиональной этики;

применяют методически обоснованные и обеспечивающие высокое качество спортивной подготовки формы, методы учебно-тренировочного процесса;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

учитывают особенности психофизического развития спортсменов и состояние их здоровья, соблюдают специальные условия, необходимые для прохождения учебно-тренировочного процесса лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуют при необходимости с медицинскими организациями;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

систематически повышают свой профессиональный уровень;

проходят аттестацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

проходят в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

проходят в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

соблюдают устав, локальные нормативные акты организации.

Должностные обязанности тренеров, тренеров-преподавателей определяются трудовыми договорами (дополнительными соглашениями к трудовому договору) и должностными инструкциями, разработанными в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

Соотношение видов работ в пределах рабочей недели, спортивного сезона или календарного года определяется локальным нормативным актом организации, с учетом количества часов по тренировочному плану, специальности и квалификации работника, трудовыми договорами с лицами, осуществляющими спортивную подготовку.

24. Организации планируют и осуществляют мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников, включающие в себя следующие виды:

краткосрочное тематическое обучение по вопросам, касающимся специфики деятельности организации;

научно-практические семинары по вопросам совершенствования спортивной подготовки;

длительное обучение специалистов в образовательной организации дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем в области физической культуры и спорта.

Абзацы пятый - седьмой утратили силу. - Приказ Минспорта России от 17.05.2023 N 325.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работники направляются организацией на соответствующую профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сроки, определенные в соответствии с утвержденным в организации планом профессиональной переподготовки, повышения квалификации на основании приказа руководителя организации.

25. Общие условия к материально-технической базе и инфраструктуре организаций устанавливаются федеральными стандартами спортивной подготовки по каждому виду спорта.

26. Обеспечение питанием спортсменов, участников спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов), производится во все дни, включая дни опробирования спортивных снарядов, контрольных тренировок, квалификационного отбора и иных мероприятий, предусмотренных положением (регламентом) о проведении спортивных соревнований, а также в пути следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий (в том числе учебно-тренировочных сборов) и спортивных соревнований и обратно.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для организации питания (возмещения энергозатрат) организация:

рассчитывает среднюю суточную стоимость питания по примерной методике расчета рациона питания согласно Приложению N 1 к настоящим требованиям;

устанавливает рацион питания спортсменов, в зависимости от расчетных энергозатрат и циклов тренировочной нагрузки, с учетом медицинских показаний, а также специфики видов спорта и иных особенностей;

не допускает зависимости рациона питания спортсменов от результатов их выступлений на соревнованиях и (или) других субъективных показателей;

при невозможности обеспечения спортсменов полностью или частично необходимым питанием предусматривает им выплату компенсации для самостоятельной организации питания (под контролем тренера).

Для спортсменов, имеющих вес больше 90 кг и (или) рост свыше 190 см - мужчины (юноши) и 80 кг и (или) рост свыше 180 см - женщины (девушки), а также в период интенсивной спортивной подготовки по медицинским показаниям рацион питания рекомендуется увеличивать в пределах полуторной нормы.

27. В организациях, указанных в пунктах 5, 7 требований, в зависимости от характера (предмета) деятельности, создаются определенные, в соответствии с настоящими требованиями, структурные подразделения, обеспечивающие достижение уставных целей.

28. В федеральном центре подготовки спортивного резерва создаются следующие структурные подразделения по направлению деятельности - обеспечение подготовки спортивного резерва:

организационно-методическое управление, в состав которого входят методические отделы по федеральным округам и спортивные отделы по группам видов спорта;

отдел экспериментальной и инновационной деятельности;

информационно-аналитический отдел, обеспечивающий информационно-аналитическое сопровождение системы подготовки спортивного резерва, а также вопросы оценки качества и эффективности деятельности организаций в системе подготовки спортивного резерва;

отдел спортивной работы, обеспечивающий организацию и проведение Всероссийской спартакиады между субъектами Российской Федерации по летним и зимним видам спорта среди различных групп и категорий населения, включая спортивные соревнования среди обучающихся, молодежи, трудящихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

структурные подразделения - объекты спорта (спортивно-тренировочный центр, спортивные комплексы, стадионы и другие);

иные структурные подразделения, определенные уставом или приказами руководителя.

29. В ЦСП создаются структурные подразделения по следующим направлениям деятельности:

а) подготовка спортивной сборной команды:

управление по летним видам спорта, в состав которого входят отделы по видам спорта (группам видов спорта);

управление по зимним видам спорта, в состав которого входят отделы по видам спорта (группам видов спорта);

отдел обеспечения участия в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

б) обеспечение подготовки спортивного резерва:

отдел спортивного резерва;

информационно-аналитический отдел, обеспечивающий ведение мониторинга подготовки спортивного резерва, анализ и обобщение данных, а также оценку качества и эффективности деятельности организаций в системе подготовки спортивного резерва;

отдел координации деятельности и методического обеспечения организаций;

отдел научно-методического, медико-биологического, психологического, медицинского и антидопингового обеспечения. В рамках деятельности отдела могут создаваться комплексные научные группы, диагностические лаборатории, восстановительные комплексы, в том числе для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности;

отдел профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

иные структурные подразделения, определенные уставом или приказами руководителя.

30. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Приказ Минспорта России от 07.07.2022 N 575.

(см. текст в предыдущей редакции)

31. В УОР создаются следующие структурные подразделения по направлениям деятельности:

а) учебно-воспитательная работа:

отделение среднего профессионального образования;

отделение общего образования (при необходимости);

б) обеспечение подготовки спортивного резерва:

отделения спортивной подготовки по видам спорта, осуществляющие реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

отдел методического обеспечения;

отдел научно-методического, медико-биологического, психологического, медицинского и антидопингового обеспечения. В рамках деятельности отдела могут создаваться комплексные научные группы, диагностические лаборатории, восстановительные комплексы, в том числе для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности;

иные структурные подразделения, определенные уставом или приказами руководителя.

32. В СШ и СШОР создаются следующие структурные подразделения по направлению деятельности - обеспечение подготовки спортивного резерва:

отделения спортивной подготовки по видам спорта, осуществляющие реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

отдел методического обеспечения;

отдел научно-методического, медико-биологического, психологического, медицинского и антидопингового обеспечения. В рамках деятельности отдела могут создаваться комплексные научные группы, диагностические лаборатории, восстановительные комплексы, в том числе для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности;

иные структурные подразделения, определенные уставом или приказами руководителя.

33. Утратил силу. - Приказ Минспорта России от 17.05.2023 N 325.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Формирование структуры организации осуществляется в соответствии с рекомендуемыми штатными расписаниями согласно Приложению N 2 к настоящим требованиям.

35. Спортивная подготовка в организации осуществляется в соответствии с дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта (далее - программа), разработанной с учетом примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки на основании требований федеральных стандартов спортивной подготовки.

(в ред. Приказов Минспорта России от 07.07.2022 N 575, от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

36. Спортивная подготовка носит комплексный характер и осуществляется в следующих формах:

групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

работа по индивидуальным планам;

учебно-тренировочные сборы;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

инструкторская и судейская практика;

медико-восстановительные мероприятия;

аттестация;

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

система спортивного отбора и спортивной ориентации.

37. Тренировочные занятия проводятся с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта (дисциплины вида спорта), возрастных и тендерных особенностей спортсменов.

38. Работа по индивидуальным планам проводится согласно годовым тренировочным планам с одним или несколькими спортсменами, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж, включает в себя самостоятельную работу спортсменов по индивидуальным планам спортивной подготовки. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки в обязательном порядке осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

39. Учебно-тренировочные сборы проводятся организацией в целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного мастерства. Направленность, содержание и продолжительность учебно-тренировочных сборов определяется в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации учебно-тренировочных сборов, приведенной в федеральных стандартах спортивной подготовки.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

40. Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях спортсменов организации, осуществляется в соответствии с планом физкультурных и спортивных мероприятий организации, формируемым на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований.

41. Инструкторская и судейская практика проводится с целью получения спортсменами знаний и навыков инструктора по спорту и судьи по спорту для последующего привлечения к инструкторской и судейской работе. Приобретение навыков инструкторской и судейской практики предусматривается дополнительной образовательной программой спортивной подготовки.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

42. Медико-восстановительные мероприятия проводятся с целью медико-биологического сопровождения, медицинского обеспечения, осуществления восстановительных и реабилитационных мероприятий, организации спортивного питания (возмещение энергозатрат, фармакологическое обеспечение).

43. Абзац утратил силу. - Приказ Минспорта России от 17.05.2023 N 325.

(см. текст в предыдущей редакции)

Аттестация включает в себя:

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

конкретизацию критериев подготовки спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта;

требования к результатам реализации программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода спортсмена на следующий этап спортивной подготовки;

виды контроля теоретической, общей физической, специальной физической, технической, тактической, психологической, интегральной, соревновательной подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;

комплексы контрольных упражнений для оценки овладения видами подготовки спортсменов, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.

44. Система спортивного отбора и спортивной ориентации заключается в целевом поиске и подборе состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.

В систему спортивного отбора включаются следующие мероприятия:

массовый просмотр и тестирование лиц с целью ориентирования их на занятия спортом;

отбор перспективных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по видам спорта;

просмотр и отбор перспективных спортсменов на учебно-тренировочных мероприятиях (в том числе учебно-тренировочных сборах) и спортивных соревнованиях.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

45. Требования к структуре и содержанию программ, содержащиеся в федеральных стандартах спортивной подготовки, обязательны для организации при разработке и реализации программ.

При составлении программы должны учитываться следующие принципы (особенности) построения процесса спортивной подготовки:

направленность программы на максимально возможные (высшие) достижения (выражается в использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления);

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

программно-целевой подход к организации спортивной подготовки (выражается в прогнозировании спортивного результата и моделировании содержания учебно-тренировочного процесса с учетом видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической, теоретической), структуры учебно-тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах подготовки, в составлении и реализации конкретных планов спортивной подготовки на различных этапах, внесении корректировок, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - победы в определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов);

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

индивидуализация спортивной подготовки (выражается в построении процесса спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния организма, уровня спортивного мастерства);

единство общей и специальной физической подготовки (выражается в построении процесса спортивной подготовки с учетом соотношения средств и методов применения общей и специальной физической подготовки, числа проведенных занятий, индивидуальных способностей спортсмена, периода подготовки, решаемых тренировочных задач. По мере повышения уровня спортивного мастерства спортсмена доля специальной физической подготовки в общем объеме тренировочных средств должна возрастать);

непрерывность и цикличность процесса подготовки (выражается в необходимости проведения систематического процесса спортивной подготовки, одновременного внесения изменений в его содержание в зависимости от этапа подготовки, обеспечения преемственности и последовательности чередования нагрузки, в соответствии с закономерностями учебно-тренировочного процесса, с учетом многолетней непрерывности процесса спортивной подготовки);

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимосвязь всех составляющих процесса спортивной подготовки, прежде всего учебно-тренировочного и соревновательного процессов (построение процесса спортивной подготовки спортсмена должно соответствовать календарю проведения соревновательной деятельности, и обеспечивать эффективное выступление спортсмена на соревнованиях соответствующего уровня).

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. Комплектование групп на этапах спортивной подготовки осуществляется с учетом:

возрастных закономерностей, становления спортивного мастерства (выполнения разрядных нормативов);

объемов недельной тренировочной нагрузки;

выполнения нормативов по общей и специальной физической подготовке;

спортивных результатов;

возраста спортсмена.

В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах годового тренировочного плана, определенного для данного этапа спортивной подготовки.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наполняемость групп и определение максимального объема тренировочной нагрузки осуществляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.

Организация самостоятельно определяет наполняемость групп и максимальный объем недельной тренировочной нагрузки на каждом этапе спортивной подготовки при отсутствии федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта в соответствии с Приложением N 3 к требованиям.

47. Спортивная подготовка в организации осуществляется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки (при наличии) на основе утвержденной программы.

Ежегодное планирование спортивной подготовки осуществляется в соответствии со следующими сроками:

перспективное планирование (на олимпийский цикл - 4 года), позволяющее определить этапы реализации дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

ежегодное планирование, позволяющее составить план проведения групповых и индивидуальных тренировочных занятий, аттестации;

(в ред. Приказа Минспорта России от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

ежеквартальное планирование, позволяющее спланировать работу по проведению индивидуальных тренировочных занятий; самостоятельную работу лиц, проходящих спортивную подготовку, по индивидуальным планам; учебно-тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

ежемесячное планирование (не позднее чем за месяц до планируемого срока проведения) инструкторская и судейская практика, а также медико-восстановительные и другие мероприятия.

48. В расписании (графике) тренировочных занятий (далее - расписание) указывается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки, утвержденный приказом руководителя организации на календарный год, спортивный сезон, согласованный с тренерским советом в целях установления наиболее благоприятного режима учебно-тренировочного процесса, отдыха спортсменов.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

При составлении расписания продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается с учетом возрастных особенностей и этапа спортивной подготовки.

49. Взаимодействие организаций в системе подготовки спортивного резерва осуществляется в целях обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и повышения эффективности спортивной подготовки.

50. Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

научно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва;

методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва;

координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва;

профессиональная переподготовка и повышение квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку;

информационно-аналитическое обеспечение подготовки спортивного резерва;

медицинское обеспечение организаций;

материально-техническое обеспечения организаций.

Взаимодействие осуществляют организации, указанные в пунктах 5 - 7 требований, а также научные организации, лица, осуществляющие спортивную подготовку, спортсмены, иные физические и юридические лица.

51. Федеральный центр подготовки спортивного резерва осуществляет координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва через постоянно действующее структурное подразделение федерального центра подготовки спортивного резерва - организационно-методическое управление (далее - управление).

52. Управление:

осуществляет координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;

ведет организационно-методическую работу, осуществляет координацию организационно-методической работы по подготовке спортивного резерва с субъектами Российской Федерации;

осуществляет методическую работу по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников отрасли физической культуры и спорта.

Федеральный центр подготовки спортивного резерва, при необходимости, привлекает к работе управления специалистов и экспертов в целях взаимодействия с органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации.

53. В целях реализации мероприятий, связанных с осуществлением методического обеспечения организаций, в управлении создаются методические отделы по федеральным округам, в составе которых осуществляют деятельность инструкторы-методисты по федеральным округам.

54. Инструктор-методист по федеральному округу:

а) осуществляет мероприятия по разработке и реализации методических материалов и рекомендаций в субъектах Российской Федерации;

б) формирует статистические, информационные и отчетные материалы;

в) проводит мониторинг уровня профессиональной подготовленности лиц, осуществляющих спортивную подготовку, в субъекте Российской Федерации;

г) участвует в разработке и внедрении дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по видам спорта;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) в пределах своей компетенции осуществляет мониторинг и оценку деятельности организаций в субъектах Российской Федерации и вносит рекомендации в их дальнейшую деятельность;

е) участвует в организации мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку;

ж) осуществляет методическое сопровождение лиц, осуществляющих спортивную подготовку, в субъекте Российской Федерации;

з) осуществляет взаимодействие со старшими тренерами по резерву спортивных сборных команд Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине) с целью повышения качества подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;

и) организует совместную работу со специалистами органов публично-правовых образований и организаций, указанных в пунктах 5 - 7 требований, в части:

совместного планирования, разработки и осуществления мероприятий, направленных на повышение профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку (семинары, конференции, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки);

взаимного информирования по вопросам подготовки спортивного резерва;

подготовки проектов нормативных правовых актов и других документов, необходимых для обеспечения подготовки спортивного резерва;

направления совместных информационных писем, справок, обзоров;

разработки и выполнения региональных программ развития видов спорта;

разработки и выпуску научно-методических пособий, методических рекомендаций по подготовке спортивного резерва;

организации научных исследований, осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, проведении совещаний, научно-практических конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам развития системы подготовки спортивного резерва;

к) в целях координации подготовки спортивного резерва обращается к специалистам организаций, указанным в пунктах 5 - 7 требований, с предложениями и рекомендациями по организации деятельности, а также запрашивает от них:

информацию об организации деятельности, в том числе, по методическому обеспечению организаций в указанный срок;

планы работы отдела координации деятельности и методического обеспечения ЦСП;

отчеты о выполнении планов работы отдела координации деятельности и методического обеспечения ЦСП;

иную необходимую для осуществления должностных обязанностей информацию;

л) представляет специалистам органов публично-правовых образований и организаций, указанных в пунктах 5 - 7 требований, информацию по:

основным направлениям развития системы подготовки спортивного резерва;

нормативному правовому регулированию системы подготовки спортивного резерва;

новым программам и технологиям учебно-тренировочного процесса.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инструктор-методист по федеральному округу проводит консультации для специалистов организаций, указанных в пункте 7 требований по:

актуальным вопросам подготовки спортивного резерва;

вопросам организации и повышения эффективности деятельности организаций;

разработке и реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

55. Специалисты организаций, указанных в пункте 7 требований:

обращаются к инструктору-методисту по федеральному округу за консультацией в пределах его компетенции;

по запросу инструктора-методиста по федеральному округу представляют необходимую информацию, в указанный срок;

содействуют инструктору-методисту по федеральному округу в выполнении должностных обязанностей;

осуществляют свою деятельность с учетом рекомендаций инструктора-методиста по федеральному округу.

56. Спортивный отдел по группе видов спорта управления (далее - спортивный отдел управления) создается в целях реализации мероприятий по координации работы тренеров спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации по видам спорта, обеспечению взаимодействия со специалистами органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, и общероссийских спортивных федераций в целях повышения качества подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.

Спортивный отдел управления осуществляет свои функции через старших тренеров по резерву спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

Старший тренер по резерву спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине):

а) взаимодействует с организациями в целях пополнения резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

б) осуществляет отбор спортсменов в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

в) разрабатывает рекомендации по корректировке дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, и дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) участвует в организации совещаний и конференций с руководителями организаций по вопросам подготовки спортивного резерва;

д) осуществляет контроль за отсутствием медицинских противопоказаний у спортсменов;

е) организует мероприятия, направленные на подтверждение кандидатами на зачисление в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) нормативов по общей и специальной физической подготовке;

ж) согласует решения о зачислении спортсмена в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

з) ведет отчетность по составу и наполнению резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

и) участвует в организации региональных учебно-тренировочных сборов;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) посещает региональные учебно-тренировочные мероприятия (в том числе учебно-тренировочные сборы) и спортивные мероприятия с целью выявления перспективных спортсменов для зачисления в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) предоставляет информацию о спортсменах, включенных в резерв, главному тренеру спортивной сборной команды Российской Федерации для принятия решения о переводе в основной состав спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

м) участвует в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, совещаний, круглых столов и демонстрационных практических занятий по вопросам, связанным с развитием вида спорта в Российской Федерации;

н) участвует в формировании и в работе комплексных научных групп по виду спорта;

о) осуществляет взаимодействие с общероссийской спортивной федерацией по вопросам спортивной деятельности (комплектование спортивных сборных команд России, участвует в формировании выездных составов на международные соревнования в составе спортивных сборных команд России и других вопросах в установленной сфере деятельности);

п) оказывает практическую, методическую и консультативную помощь тренерам и спортсменам спортивных сборных команд по виду спорта в России;

р) подготавливает при участии главных тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) аналитические материалы и информацию, необходимую для осуществления деятельности.

Для выполнения своих обязанностей старший тренер по резерву спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) взаимодействует:

со специалистами органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации;

с главными тренерами спортивных сборных команд по видам спорта субъектов Российской Федерации;

со старшими тренерами спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

с инструкторами-методистами по федеральным округам;

со специалистами общероссийских и региональных спортивных федераций;

со специалистами организаций, указанных в пунктах 5 - 7 требований.

57. Методическое обеспечение организаций и координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва в субъектах Российской Федерации осуществляет ЦСП, через постоянно действующие структурные подразделения - отдел координации деятельности и методического обеспечения организаций и отдел спортивного резерва.

58. Работники отдела координации деятельности и методического обеспечения организаций ЦСП:

а) участвуют в разработке и реализации методических материалов и рекомендаций в субъектах Российской Федерации;

б) участвуют в разработке дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по видам спорта;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) проводят консультации для организаций, расположенных в субъекте Российской Федерации, по актуальным вопросам подготовки спортивного резерва, по вопросам организации и повышения эффективности деятельности организаций, по разработке и реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) осуществляют мониторинг и оценку деятельности организаций в субъекте Российской Федерации и готовят рекомендации по совершенствованию их деятельности;

д) осуществляют методическое сопровождение лиц, осуществляющих спортивную подготовку, в субъекте Российской Федерации;

е) участвуют в организации мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку;

ж) представляют необходимую информацию по запросу инструктора-методиста по федеральному округу;

з) содействуют инструктору-методисту по федеральному округу в выполнении должностных обязанностей;

и) привлекают, в случае необходимости, специалистов организаций, указанных в пунктах 5 - 7 требований, к выполнению обязанностей, предусмотренных настоящим пунктом;

к) направляют организациям, расположенным в субъекте Российской Федерации, в пределах своей компетенции предложения и рекомендации по организации их деятельности;

л) осуществляют совместную работу с инструктором-методистом по федеральному округу, а также со специалистами организаций, указанных в пунктах 5 - 7 требований, в части:

совместного планирования, разработки и осуществления мероприятий, направленных на профессиональную переподготовку и повышение квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку (семинары, конференции, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки);

взаимного информирования по вопросам подготовки спортивного резерва;

согласования и координации самостоятельных действий;

подготовки проектов правовых актов, типовых программ и других документов, необходимых для обеспечения подготовки спортивного резерва;

направления совместных информационных писем, справок, обзоров;

внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки;

разработки и выполнения региональных программ развития видов спорта;

совместной разработки и выпуску научно-методических пособий для участников системы подготовки спортивного резерва;

организации совместных научных исследований, осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, проведении совещаний, научно-практических конференций, семинаров и иных научно-консультативных мероприятий по вопросам развития системы подготовки спортивного резерва.

Работники отдела координации деятельности и методического обеспечения организаций ЦСП запрашивают у специалистов организаций, указанных в пункте 7 требований:

информацию об организации деятельности, в том числе, по методическому обеспечению организаций;

планы работы отделов методического обеспечения организаций;

отчеты о выполнении планов работы отделов методического обеспечения организаций субъекта Российской Федерации;

иную необходимую для выполнения своих обязанностей информацию.

59. Специалисты организаций, указанных в пункте 7 требований:

по запросу отдела координации деятельности и методического обеспечения организаций ЦСП представляют необходимую информацию;

осуществляют свою деятельность с учетом рекомендаций специалистов отдела координации деятельности и методического обеспечения организаций ЦСП.

60. В целях обеспечения качественной спортивной подготовки организации реализуют дополнительные образовательные программы спортивной подготовки как самостоятельно, так и совместно - в сетевой форме реализации образовательных программ.

(в ред. Приказов Минспорта России от 07.07.2022 N 575, от 17.05.2023 N 325)

(см. текст в предыдущей редакции)

61. Профессиональная переподготовка и повышения квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, обеспечивается путем взаимодействия:

организаций между собой, а также с управлением, с отделом координации деятельности и методического обеспечения организаций ЦСП - в форме совместного проведения научно-практических конференций, совещаний, семинаров, практикумов по проблематике подготовки спортивного резерва;

организаций с организациями, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности.

62. Оценка качества и эффективности деятельности организации осуществляется в форме самоконтроля в следующих целях:

установление соответствия содержания учебно-тренировочных мероприятий возрасту спортсменов, этапу спортивной подготовки, планам подготовки и дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

выработка рекомендаций для дальнейшего планирования учебно-тренировочных мероприятий;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершенствование методического обеспечения спортивной подготовки;

своевременное предупреждение неблагоприятных воздействий на организм и психику спортсменов, связанных с нарушениями санитарно-гигиенических требований к обеспечению и осуществлению учебно-тренировочного процесса;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку;

оценка уровня подготовленности спортсменов и их физического состояния.

63. Критериями оценки качества и эффективности деятельности организации на различных этапах спортивной подготовки, являются:

а) на спортивно-оздоровительном этапе:

состояние здоровья спортсмена;

стабильность состава спортсменов, регулярность посещения ими учебно-тренировочных мероприятий;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

гармоничность развития спортсменов;

уровень освоения знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;

б) на этапе начальной подготовки:

динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности спортсменов;

уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;

стабильность состава спортсменов;

в) на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

динамика роста уровня общей, специальной физической и технико-тактической подготовленности спортсменов;

стабильность выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта;

состояние здоровья спортсменов;

г) на этапе совершенствования спортивного мастерства:

повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

количество спортсменов, повысивших разряд;

стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

количество спортсменов, переданных из организации для зачисления в УОР или переданных из организации для приема на работу в ЦСП;

численность спортсменов, проходящих спортивную подготовку на данном этапе;

д) на этапе высшего спортивного мастерства:

количество спортсменов, включенных в основной и резервный составы спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

стабильность успешных результатов выступления в официальных международных, всероссийских и межрегиональных спортивных соревнованиях, количество призовых мест;

сохранность контингента спортсменов высокой квалификации, при условии стабильности выступления на официальных международных, всероссийских и межрегиональных спортивных соревнованиях.

64. Критериями оценки качества и эффективности деятельности организации на всех этапах спортивной подготовки, являются:

оценка количественного и качественного состава групп (отделений);

посещаемость спортсменами учебно-тренировочных мероприятий в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем организации;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдение установленной тренировочной нагрузки;

выполнение спортсменами требований дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, уровень знаний, навыков и умений по избранной спортивной специализации (выполнение контрольных нормативов), плановых заданий и достижение планируемых спортивных результатов;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

содержание и эффективность учебно-тренировочных мероприятий;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствие документации, разрабатываемой тренером на учебно-тренировочное мероприятие или на цикл учебно-тренировочных мероприятий утвержденным планам подготовки по реализации в организации соответствующей программы;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствие методических принципов и приемов, реализуемых и применяемых тренерами в ходе учебно-тренировочных мероприятий, современным методикам и технологиям спортивной подготовки;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, санитарно-гигиенических требований при подготовке и проведении учебно-тренировочных мероприятий, а также мер по профилактике и предотвращению спортивного травматизма;

(в ред. Приказа Минспорта России от 07.07.2022 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

наличие и качество медицинского обеспечения спортивной подготовки;

антидопинговые мероприятия.