Приказ Банка России от 22.05.1991 N 02-46 "О грубых нарушениях порядка открытия расчетных и депозитных счетов и совершения операций по ним, искажениях отчетных данных, допускаемых коммерческими банками"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РСФСР

ПРИКАЗ

от 22 мая 1991 г. N 02-46

О ГРУБЫХ НАРУШЕНИЯХ ПОРЯДКА ОТКРЫТИЯ РАСЧЕТНЫХ И

ДЕПОЗИТНЫХ СЧЕТОВ И СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО НИМ,

ИСКАЖЕНИЯХ ОТЧЕТНЫХ ДАННЫХ, ДОПУСКАЕМЫХ

КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ

Материалы произведенных Банком России проверок деятельности коммерческих банков свидетельствуют о крайней безответственности ряда коммерческих банков в вопросе открытия счетов юридическим лицам и совершении операций по ним.

В большинстве банков установлены факты открытия расчетных счетов без надлежащего юридического их оформления, в том числе при отсутствии документов, определяющих статус клиента банка, копий правомочно утвержденных уставов (положений), при неправильном оформлении карточек с образцами подписей. В отдельных случаях такая халатность привела к использованию клиентами банков незаконно открытых счетов для совершения злоупотреблений и хищений государственных средств, а действия банков были расценены как способствующие этому. Подобные нарушения послужили одной из причин отзыва лицензии на совершение банковских операций у кооперативного "Полисервисбанка" (г. Казань).

Не соблюдается порядок перехода клиентов на обслуживание в другой банк, расчетные счета в новом банке открываются без приема дел по юридическому оформлению счетов и остатков средств по счетам из банка, в котором клиент обслуживался, вследствие чего юридические лица получают возможность иметь одновременно два расчетных счета в различных банках. Такие случаи установлены, в частности, в "Камчатинбанке" (г. Петропавловск-Камчатский).

Совершенно нетерпимое положение сложилось с проведением операций по счетам клиентов, открытым на балансовом счете N 713 "Вклады и депозиты государственных предприятий, организаций". На этом балансовом счете, предназначенном только для учета депозитов, юридическим лицам фактически открываются дополнительные расчетные счета: в договорах на предоставление депозита оговаривается не срок использования банком временно свободных средств юридических лиц, а предусматривается беспрепятственное расходование зачисленных средств по распоряжению клиента. Таким образом, юридические лица имеют возможность проводить операции независимо от наличия претензий к расчетному счету с нарушением очередности платежей, использовать счет для аккумуляции средств, им не принадлежащих, с последующим расходованием на реализацию различных сделок. Так как расчетный счет при этом не затрагивается, операции производятся совершенно бесконтрольно, юридическим лицам создаются условия для всякого рода злоупотреблений, в том числе и сокрытия доходов от налогообложения.

Множество случаев открытия депозитных счетов, работающих в указанном режиме, установлено при проверке "Кредобанка" (г. Москва), в том числе и факты открытия подобных "депозитных" счетов совместным с инофирмами предприятиям. В этом же банке одному из юридических лиц, имеющему расчетный счет в другом банке, одновременно открыты и ссудный, и депозитный счет, на который была зачислена выданная ссуда.

"Камчатинбанком" (г. Петропавловск-Камчатский) был открыт депозитный счет ТСО "Камчатстрой", на котором аккумулировались иногородние поступления ТСО, по закону подлежащие зачислению на его расчетный счет в "Камчатпромбанке".

Балансовый счет N 713 использовался отдельными коммерческими банками и для осуществления иных противоправных действий.

Так, Московским межрегиональным коммерческим банком, учредителям которого Банком России предъявлены требования о замене председателя правления, со счета N 713 производилось предоставление кредитов в крупных суммах с одновременным сальдированием счета, в связи с чем активы и пассивы баланса на 1 января т.г. оказались заниженными на 102,6 млн. рублей.

Коммерческим банком "Горный Алтай" (г. Горно-Алтайск) с целью сокрытия размеров активов банка депозитные средства направлялись на погашение ссудной задолженности клиентов банка, не имеющих никакого отношения к данным депозитам. Аналогичным образом этим банком использовались и кредиты, полученные у других банков, которые вместо зачисления на балансовый счет N 823 также проводились по кредиту ссудных счетов. Все это привело к занижению валюты баланса банка на 16,7 млн. рублей.

В соответствии с изложенным приказываю:

1. Всем банкам на территории РСФСР:

исключить факты совершения каких-либо операций по счетам, открытым на балансовых счетах N N 713, 714, кроме зачисления вкладов и депозитов на срок, определенный договором, и возврата их на расчетный счет вкладчика. Зачислению на депозитный счет каждого юридического лица должны подлежать средства, перечисленные только этим юридическим лицом;

не открывать коммерческим банкам счета на балансовом счете N 713; средства, полученные от других банков, учитывать только на балансовом счете N 823.

2. Рекомендовать коммерческим банкам на территории РСФСР провести в мае - июне т.г. самопроверку юридического оформления открытых клиентам счетов, обеспечив либо получение всех необходимых для открытия счета документов, либо закрытие счета. При этом иметь в виду, что каждый случай незаконного открытия счета, нарушения порядка совершения операций по счетам, указанным в п. 1 настоящего приказа, будет рассматриваться как невыполнение требований статьи 42 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и по ним Банком России будут применяться все предусмотренные банковским законодательством РСФСР меры, вплоть до отзыва лицензии на совершение банковских операций.

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РСФСР от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" изложен в новой редакции. Статья 42 старой редакции Закона соответствует статье 40 новой редакции.

3. Аудиторским организациям, имеющим полномочия Банка России на проведение проверок коммерческих банков, при аудиторских проверках в обязательном порядке проверять законность открытия расчетных, текущих и других счетов клиентам банка и правильность совершения операций по счетам N N 713, 714, отражая эти вопросы в аудиторском заключении.

4. Главным управлениям Центрального банка РСФСР по автономным республикам, краям и областям:

довести настоящий приказ до всех коммерческих банков и аудиторских организаций, имеющих лицензию Банка России на проведение банковского аудита;

провести в июне - июле т.г. выборочные проверки выполнения коммерческими банками требований данного приказа; о результатах проверки сообщить Департаменту регулирования деятельности банков Центрального банка РСФСР к 15 августа 1991 года.

5. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Департамент регулирования деятельности банков (т. Родионова С.С.).

Председатель

Центрального Банка РСФСР

Г.Г.МАТЮХИН