Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение N 13

Критерии готовности к профессиональному самоопределению <17>

Целевой:

Мотивационный:

Информационный:

Деятельностный:

Рефлексивный:

Наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения

Профессионально-трудовая мотивация и ценностные ориентации

Профессиональная (профессионально-образовательная) информированность

Опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профориентационно значимых продуктов)

осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов

Младшие подростки

Актуализация целей предстоящего профессионального выбора и определения своего места в обществе.

Нахождение личностного смысла в планировании профессионального выбора.

Знание: многообразия трудовых ролей; основных сфер и типов профессий; условий труда; характера и степени влияния профессионального выбора на будущее человека; своих склонностей и интересов, значимых для будущего профессионального выбора.

Вовлечение в специально организованную практическую, проектно-исследовательскую, познавательную, игровую, творческую деятельность профориентационной направленности.

Самооценка своих склонностей и интересов как основы профессионального выбора; осознание образа "я" в контексте профессионального самоопределения.

(6 - 7 классы)

Понимание и принятие ценности профессионально-трудовой деятельности как основы личностного развития человека.

Самооценка своих учебно-предпрофессиональных достижений

Опыт прохождения игровых профессиональных проб.

Старшие подростки

Целенаправленность, осознанность и самостоятельность в профессионально-образовательном выборе и в построении личного профессионального плана

Соотнесение своих потребностей и возможностей с реальными требованиями профессиональных направлений.

Понимание современных особенностей и тенденций развития профессионально-трудовой сферы, выступающих факторами профессионального самоопределения, и их учет при построении собственной профессионально-образовательной траектории.

Опыт успешного поиска необходимых профориентационно значимых внешних ресурсов (информация, люди) и использования их в процессе своего самоопределения.

Самооценка комплекса своих возможностей и потребностей в контексте потребностей территориального рынка труда, как основы профессионального выбора.

(8 - 9 классы)

Принятие в качестве личностно значимой ценности продуктивности (производительности, эффективности) человека и его деятельности.

Сравнительная оценка альтернатив с целью выбора наиболее приемлемой.

Опыт прохождения профессиональных практик, предполагающих погружение в социально-профессиональный контекст, решение профессиональных задач и изготовление продукта, типичного для данной профессии.

Знание: своих способностей и внутренних ограничений, значимых для профессионального выбора, в том числе - медицинских противопоказаний к выбору профессии; внутренних и внешних ресурсов выбора; внешних ограничителей выбора; местного рынка профессионально-образовательных услуг; особенностей региональной экономики и рынка труда, степени востребованности различных профессий в районе, городе, регионе, стране.

Распознавание и оценка внешних негативных факторов и рисков (в том числе манипулятивных воздействий), препятствующих успешному самоопределению.

Опыт успешного преодоления препятствий, затрудняющих процесс самоопределения.

Самостоятельное разрешение внутренних и внешних противоречий, возникающих в процессе самоопределения.

Опыт построения личного профессионального плана (как набора альтернатив).

Самооценка промежуточных (частных) результатов процесса своего профессионального самоопределения в контексте своего профессионального выбора и "дальних целей" личного профессионального плана.

Опыт презентации себя, своих сильных сторон, достижений, целей и профессионально-карьерных намерений.

Старшеклассники

Уточнение своего профессионального выбора. Нацеленность на развитие профессионально-важных качеств в соответствии с избираемым профилем обучения и избираемой сферой профессиональной деятельности

Нахождение личностного смысла профессионально-трудовой деятельности.

Знание: своих профессионально-важных качеств в соответствии с избранным профилем обучения, путем продолжения образования и будущей профессиональной карьеры; основ правового регулирования в сфере труда (трудоустройство и увольнение, обязанности и права работников); мифов, стереотипов и социальных деформаций в мире труда и профессий.

Участие в социальных и профессиональных практиках в контексте избранной профессиональной сферы.

Адекватное самооценивание уровня своей готовности к получению профессионального образования и последующей профессиональной деятельности.

(10 - 11 классы)

Принятие ценности личной продуктивности в профессионально-трудовой деятельности.

Потребности в соотнесении своих профессионально важных качеств с требованиями профиля обучения и планируемой будущей профессиональной карьеры.

Выбор и освоение очных или дистанционных курсов дополнительного образования, имеющих профориентационную/предпрофессиональную направленность.

--------------------------------

<17> Подробное описание критериев приведены в статье Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - N 8. - С. 10 - 16