Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.5.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на разных уровнях образования

Код

E/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы

Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Обеспечение соблюдения требований ортопедического режима при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы в соответствии с индивидуальными медицинскими рекомендациями для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с их особыми образовательными потребностями, особенностями здоровья

Применять специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе вспомогательные технические средства и ассистивные технологии, методы и приемы формирования и развития коммуникации, когнитивных и речевых функций; манипулятивных возможностей, координированных и согласованных движений рук, навыков самообслуживания с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей развития

Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с окружающими

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для формирования письменной речи, альтернативной и дополнительной коммуникации, безопасного позиционирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, адресованные нормативно развивающимся обучающимся, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата самостоятельности и активности в решении образовательных задач

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая электронный документооборот

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Медико-биологические основы нарушений опорно-двигательного аппарата, их психолого-педагогические и медицинские классификации

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам коррекционной, работы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Специальные педагогические технологии формирования предметно-практических действий, пространственных представлений, учебных навыков, коммуникации (речевой, альтернативной, дополнительной и тотальной) с учетом особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности организации ортопедического режима, в том числе правильного и безопасного позиционирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Правила пользования вспомогательными техническими средствами, специальным оборудованием и ассистивными технологиями для обучения, коммуникации и самообслуживания обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога

Другие характеристики

-