Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.5.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, профилактики и коррекции нарушений развития

Код

E/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Выявление обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих особые образовательные потребности, для организации их психолого-педагогического сопровождения

Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья

Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и его обсуждение с участниками образовательного процесса

Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий

Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Необходимые умения

Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Подбирать и применять методики оценки психофизических особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе общей и мелкой моторики, способа передвижения, навыков самообслуживания, разборчивости речи

Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Анализировать документацию обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами

Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, использованию вспомогательных технических средств и ассистивных технологий

Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования двигательных нарушений у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пропедевтики поведенческих нарушений

Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специалистов

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и членов их семей

Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога

Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях опорно-двигательного аппарата

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Медико-биологические основы нарушений опорно-двигательного аппарата, их психолого-педагогические и медицинские классификации

Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том, числе диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации диагностической работы

Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и способы их реализации

Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей

Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога

Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре)

Особенности организации ортопедического режима, в том числе правильного и безопасного позиционирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений

Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации

Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Другие характеристики

-