II. Особенности применения методов определения НМЦК и ЦКЕИ

7. НМЦК и ЦКЕИ определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующих методов:

а) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

б) затратный метод.

8. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК и ЦКЕИ в соответствии с требованиями части 6 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ.

9. Затратный метод применяется для определения и обоснования НМЦК и ЦКЕИ в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и (или) в дополнение к методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), за исключением случаев, когда применение затратного метода невозможно.

10. В случае невозможности применения для определения НМЦК и ЦКЕИ методов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, заказчик определяет НМЦК и ЦКЕИ в соответствии с положениями части 12 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ.

11. При определении НМЦК и ЦКЕИ судна единичной постройки, первого судна серийной постройки (при определении ЦКЕИ - первое судно, планируемое к строительству потенциальным единственным исполнителем) (далее - головное судно) или первого судна, планируемого к модернизации, а также при определении ЦКЕИ при строительстве судов с ядерной энергетической установкой применение затратного метода обязательно, в том числе в дополнение к методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

При определении НМЦК с применением затратного метода заказчик использует один или оба расчета трудоемкости и стоимости строительства судна, выполненных:

а) организацией - разработчиком технического проекта судна и (или) эскизного проекта судна (далее - проектная организация, проект судна) или проекта модернизации судна;

б) потенциальным исполнителем, в случае, указанном в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 66 настоящего Порядка.

При определении ЦКЕИ с применением затратного метода заказчик использует один или оба расчета трудоемкости и стоимости строительства судна, выполненных:

а) проектной организацией - разработчиком проекта судна (проекта модернизации);

б) потенциальным единственным исполнителем при подготовке предложения о цене по запросу заказчика.

12. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК и ЦКЕИ на основании информации о рыночных ценах (далее - ценовая информация), представленных на функционирующем рынке идентичных судов или при их отсутствии - однородных судов.

13. При определении идентичных судов по отношению к судну, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется (далее - идентичные суда), учитываются суда, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

а) суда такого же номера (кода) проекта (далее - номер проекта), по отношению к судну, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется;

б) суда, построенные или строящиеся потенциальным единственным исполнителем;

в) суда, строящиеся с использованием одного комплекта рабочей конструкторской (рабочей) документации;

г) суда с таким же основным комплектующим оборудованием.

14. При определении однородных судов по отношению к судну, НМЦК или ЦКЕИ, цена которого определяется (далее - однородные суда), учитываются суда, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

судно, принадлежащее к одной подкатегории по ОКПД 2 или к одной категории, если для данной категории ОКПД 2 не предусмотрено разделение на подкатегории;

судно, имеющее сходные технические характеристики, основные материалы корпуса и надстройки, состав основного комплектующего оборудования, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Судно такого же номера проекта, построенное, строящееся или планируемое к строительству исполнителем, не являющимся потенциальным единственным исполнителем, или планируемое к строительству потенциальным единственным исполнителем, но имеющее отличия по конструкции, основному комплектующему оборудованию, техническим характеристикам признается удовлетворяющим указанным условиям.

Судно не признается однородным в случаях отличия его от судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, по следующим техническим характеристикам:

а) способу движения (самоходные, несамоходные);

б) типу главного двигателя (теплоходы - двигатель внутреннего сгорания, пароходы - паровая машина, газотурбоходы - газовая турбина, дизельэлектроходы - электрические установки, получающие энергию от двигателя внутреннего сгорания, электроходы - электрические установки, получающие энергию от турбины, атомоходы - атомная энергетическая установка);

в) способу поддержания на воде (водоизмещающие, подводные, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке);

г) типу поддержания на воде (винтовые, с крыльчатым, водометным или роторным движителем, парусные);

д) материалу корпуса (стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, композитные);

е) водоизмещению (отличие составляет более тридцати процентов).

Иные случаи отличий характеристик судов, не позволяющие признать суда однородными, обосновываются заказчиками в зависимости от типа и основных характеристик судов, учитываемых при оценке их сопоставимости.

15. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах строительства судов должна быть получена с учетом сопоставимости характеристик судов, а также сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий контрактов на строительство судов в соответствии с требованиями части 4 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ.

16. Идентичные суда отличаются от судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, только по коммерческим и (или) финансовым условиям контракта на строительство, учитываемым при оценке сопоставимости судов.

Коммерческие и (или) финансовые условия контракта на строительство судна признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением коэффициентов, индексов и (или) поправок таких условий.

17. Однородные суда отличаются от судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, по коммерческим и (или) финансовым условиям контрактов на строительство и по значениям их характеристик.

18. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик использует обоснованные им коэффициенты, индексы и (или) поправки, выраженные в стоимостном виде, для пересчета цен судов с учетом различий их характеристик, коммерческих и (или) финансовых условий контрактов на строительство.

Суда считаются удовлетворяющими условию сопоставимости по основным количественным характеристикам, если отличие значения рассматриваемой характеристики составляет не более тридцати процентов по отношению к значению такой характеристики судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется. В случае признания заказчиком сопоставимыми судов с отличием значения рассматриваемой характеристики более тридцати процентов заказчик прилагает обоснование допустимости такого признания к обоснованию НМЦК или ЦКЕИ.

19. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) используются (при наличии):

а) общедоступная информация о рыночных ценах строительства судов;

б) информация о ценах строительства судов, полученная заказчиком по запросу цен от потенциальных исполнителей, осуществляющих поставки идентичных или однородных судов, планируемых к закупкам;

в) информация о ценах строительства судов, полученная заказчиком в результате размещения запроса цен контрактов на строительство судов в единой информационной системе в сфере закупок, функционирующей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - единая информационная система в сфере закупок).

20. В целях получения информации о ценах строительства судов, указанных в подпункте "а" пункта 19 настоящего Порядка, осуществляется поиск ценовой информации о заключенных заказчиками контрактах в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, на электронных торговых площадках или на интернет-порталах заказчиков судов. При этом к использованию принимается информация о ценах строительства судов, содержащаяся в контрактах на строительство судов, которые исполнены в текущем году на дату определения НМЦК или ЦКЕИ или в течение последних пяти лет, предшествующих году определения НМЦК или ЦКЕИ.

21. В целях получения информации, указанной в подпункте "б" пункта 19 настоящего Порядка, заказчиком направляется запрос цен (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку) не менее чем пяти потенциальным исполнителям, а в случае отсутствия пяти потенциальных исполнителей - не менее чем трем.

22. В целях получения информации, указанной в подпункте "в" пункта 19 настоящего Порядка, заказчиком размещается запрос цен в единой информационной системе в сфере закупок (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).

К запросу цен, указанному в настоящем пункте и в пункте 21 настоящего Порядка, прикладываются документы описания объекта закупки, а также требования к ценовому предложению (рекомендуемая форма ценового предложения), включающие:

а) необходимость представления информации о наименовании объекта закупки, контактной информации об организации и лицах, ответственных за подготовку ценового предложения;

б) необходимость представления калькуляции, с отражением затрат, приведенных к уровню цен текущих лет на период строительства судна, и пояснительной записки к ней, содержащей обоснования цены строительства судна затратным методом и цены контракта, с приложением, при необходимости, соответствующих документов, а в случае наличия у организаций данных о ранее построенных или находящихся в постройке в организации судах такого же номера проекта, как и судно, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, - представления расчета цены, выполненного на основе сведений о ценах указанных судов;

в) требования к форме представления (на бумажном носителе и (или) в электронном виде) и к способу отправки ценового предложения заказчику.

23. Все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам цен, предусмотренным пунктами 21 и 22 настоящего Порядка, регистрируются в системе делопроизводства заказчика и используются при определении НМЦК.

24. При определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не используется следующая ценовая информация:

а) полученная из анонимных источников;

б) содержащаяся в документах, полученных заказчиком и не соответствующая требованиям, установленным заказчиком в запросе цен;

в) полученная заказчиком по запросу цен, но не содержащая расчет цены строительства судна.

25. В целях определения НМЦК и ЦКЕИ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) используются цены, полученные по запросам цен от не менее чем трех потенциальных исполнителей в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка, и (или) полученные по запросам цен от не менее чем трех потенциальных исполнителей в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка, и (или) общедоступная информация о рыночных ценах строительства судов.

26. Цены идентичных или однородных судов, используемых при определении НМЦК или ЦКЕИ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), приводятся в соответствие с условиями планируемой закупки с помощью коэффициентов, индексов или поправок.

27. Приведение цены идентичного судна в соответствие с условиями закупки судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, осуществляется в следующем порядке:

а) цена идентичного судна приводится в соответствие с условиями закупки судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, с применением коэффициентов, индексов и (или) поправок для пересчета цен, учитывающих различия коммерческих и (или) финансовых условий строительства судна, в том числе в отношении затрат на транспортировку судна от места строительства к месту передачи заказчику;

б) если период строительства идентичного судна составляет два и более календарных года, цена идентичного судна, приведенная в соответствие с условиями закупки судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, пересчитываются к уровню цен года поставки идентичного судна с применением индекса цен производителей на продукцию машиностроения (коды 26, 27, 28, 29, 30, 33 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД 2) в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 190 за соответствующий период по формуле:

00000001.wmz

где:

00000002.wmz - цена идентичного судна, приведенная к уровню цен года его поставки, руб.;

i - номер календарного года периода строительства идентичного судна;

00000003.wmz - объем финансирования идентичного судна в i-м календарном году периода его строительства начиная с первого года, руб.;

n - количество календарных лет периода строительства идентичного судна в соответствии с контрактом;

00000004.wmz - индекс цен производителей на продукцию машиностроения (коды 26, 27, 28, 29, 30, 33 ОКВЭД 2) i-го года к уровню цен года поставки идентичного судна.

Индексы цен принимаются в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 190;

в) цена идентичного судна, приведенная к уровню цен года его поставки, приводится к уровню цен первого года периода строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, по формуле:

00000005.wmz

где:

00000006.wmz - цена идентичного судна, приведенная к уровню цен первого года периода строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, руб.;

00000007.wmz - цена идентичного судна, приведенная к уровню цен года его поставки, руб.;

00000008.wmz - индекс цен производителей на продукцию машиностроения (коды 26, 27, 28, 29, 30, 33 ОКВЭД 2) года поставки идентичного судна к уровню цен первого года периода строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 190;

г) если период строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, составляет два и более календарных года, цена идентичного судна, приведенная к уровню цен первого года периода строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, приводится к уровню цен текущих лет на период строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, по формуле:

00000009.wmz

где:

00000010.wmz - цена идентичного судна, приведенная к уровню цен текущих лет на период строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, руб.;

i - номер календарного года периода строительства идентичного судна;

00000011.wmz - годовой объем работ судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, в i-м календарном году периода его строительства начиная с первого года, руб.;

n - количество календарных лет периода строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется;

00000012.wmz - индекс цен производителей на продукцию машиностроения (коды 26, 27, 28, 29, 30, 33 ОКВЭД 2) первого года периода строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, к i-му календарному году периода строительства этого судна в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 190.

28. Приведение цены однородного судна в соответствие с условиями закупки судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, осуществляется в следующем порядке:

а) цена однородного судна приводится в соответствие с условиями закупки судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, с применением коэффициентов, индексов и (или) поправок для пересчета цен, учитывающих различия основных характеристик судов, коммерческих и (или) финансовых условий контрактов на строительство судна, в том числе в отношении затрат на транспортировку судна от места строительства к месту передачи заказчику;

б) цена однородного судна приводится к уровню цен текущих лет на период строительства судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, в порядке, предусмотренном для идентичного судна в подпунктах "б", "в", "г" пункта 27 настоящего Порядка.

29. В случае использования при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) цен строительства судов, полученных в ответах на запросы ценовой информации, предусмотренные пунктами 21 и 22 настоящего Порядка, корректировка к условиям закупки судна, НМЦК которого определяется, и индексация не производятся, за исключением индексации для случаев, когда используется ценовая информация, полученная более чем за год до периода определения НМЦК. В указанных случаях корректировка осуществляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 190.

30. В целях определения однородности совокупности значений цен судов, используемых при определении НМЦК или ЦКЕИ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), определяется коэффициент вариации по формуле:

00000013.wmz

где:

V - коэффициент вариации;

00000014.wmz - среднее квадратичное отклонение, определяемое по формуле:

00000015.wmz

где:

i - номер судна, цена которого используется при определении НМЦК или ЦКЕИ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

Цi - цена судна, указанная в источнике с номером i, руб.;

<Ц> - средняя арифметическая величина цен судов, используемых в расчете, руб.;

n - количество значений цен, используемых в расчете.

31. Совокупность значений цен, используемых при определении НМЦК или ЦКЕИ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает тридцать три процента. В этом случае из расчета исключается значение цены строительства судна, имеющее наибольшее отклонение от средней арифметической величины полученных цен, и НМЦК или ЦКЕИ рассчитывается повторно.

В случае если после исключения значения цены строительства судна, имеющего наибольшее отклонение от средней арифметической величины полученных цен, осталось менее трех цен судов, то в целях повторного расчета НМЦК или ЦКЕИ на строительство судна необходимо осуществить поиск дополнительных ценовых значений в порядке, предусмотренном настоящим Порядком. Полученные первоначально ценовые значения после дополнительного поиска учитываются в расчете (кроме исключенного).

32. НМЦК или ЦКЕИ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:

00000016.wmz

где:

00000017.wmz - НМЦК или ЦКЕИ, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), руб.;

i - номер источника ценовой информации;

n - количество значений цен, используемых в расчете;

Цi - цена судна, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов, индексов и (или) поправок, применяемых для пересчета цены строительства судна с учетом различий основных характеристик, коммерческих и (или) финансовых условий контрактов на строительство судна, руб.

33. Применение затратного метода включает в себя определение:

а) суммы произведенных затрат, составляющих себестоимость строительства судна. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство и реализацию судна, затраты на транспортировку, хранение, страхование судна и иные затраты, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах и настоящим Порядком;

б) обычной прибыли для сферы судостроения, размер которой определяется в соответствии с пунктом 55 настоящего Порядка;

в) суммы НДС, за исключением случаев, когда строительство судна не подлежит налогообложению НДС или потенциальный исполнитель (исполнитель, организация - строитель судна) не признается налогоплательщиком указанного налога в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2023, N 1, ст. 12).

34. Себестоимость строительства судна формируется исходя из типового состава затрат (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку), учетной политики потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна).

35. Себестоимость строительства судна включает:

а) производственную себестоимость;

б) коммерческие (внепроизводственные) затраты;

в) проценты по кредитам;

г) административно-управленческие расходы (в случае если учетной политикой потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна) расходы, связанные с управлением деятельностью организации в целом, в соответствии с подпунктом "г" пункта 26 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденного приказом Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2020 г., регистрационный N 57837), признаются расходами отчетного периода, в котором они возникли, и предусмотрено отнесение указанных затрат на финансовый результат контракта).

36. При определении НМЦК и ЦКЕИ затратным методом осуществляется калькулирование затрат, составляющих себестоимость, и определение прибыли для каждой калькуляционной единицы продукции. За калькуляционную единицу продукции в настоящем Порядке принимается одно судно.

37. Цена судна при применении затратного метода формируется по статьям калькуляции (рекомендуемый образец плановой калькуляции затрат приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку, рекомендуемый образец отчетной калькуляции затрат приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку). Отчетная калькуляция оформляется исполнителем, если условие о ее оформлении предусмотрено контрактом.

38. При определении НМЦК и ЦКЕИ затратным методом учитываются:

а) затраты по статьям калькуляции, составляющие себестоимость строительства, и прибыль по каждому судну, предусмотренному (планируемому) к строительству в рамках контракта;

б) сроки исполнения контракта и длительность технологического цикла строительства судов;

в) количество поставляемых судов, предусмотренных (планируемых) к строительству в рамках контракта;

г) место поставки судов и другие условия поставки, оказывающие влияние на НМЦК и ЦКЕИ;

д) технические, производственные и экономические нормы, показатели и нормативы, а также особенности строительства судов.

39. Затратный метод для определения НМЦК и ЦКЕИ применяется при наличии проектной конструкторской документации проекта судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, и исходных данных, необходимых для расчета затрат по статьям калькуляции, в том числе:

а) проектно-конструкторский документ, содержащий проектные нормы расхода материалов и кабельной продукции, или ведомости производственных норм расхода материалов и кабельной продукции;

б) проектно-конструкторский документ, содержащий перечень и количество комплектующих изделий, контрагентских поставок, контрагентских работ;

в) проектно-конструкторский документ, содержащий результаты расчета нагрузки масс судна;

г) проектная технология и организация постройки судна или предложения по проектной технологии постройки судна;

д) экономические показатели потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна), применяемые при планировании затрат на строительство судна, НМЦК, ЦКЕИ которого определяется. К указанным показателям относятся:

норматив транспортно-заготовительных расходов (в процентах к базе расчета транспортно-заготовительных расходов, принятой у потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна);

стоимость 1 нормо-часа (человеко-часа) основных работников;

норматив дополнительной заработной платы (в процентах к основной заработной плате);

норматив страховых взносов на обязательное социальное страхование (в процентах к затратам на оплату труда);

норматив общепроизводственных затрат (в процентах к базе распределения общепроизводственных затрат, принятой у потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна);

норматив общехозяйственных затрат или административно-управленческих расходов (в процентах к базе распределения общехозяйственных затрат или административно-управленческих расходов, принятой у потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна).

Стоимость 1 нормо-часа (человеко-часа) основных работников, норматив дополнительной заработной платы и норматив общепроизводственных затрат в соответствии с учетной политикой потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна) определяются в целом по организации, по видам продукции или по видам производства (по цехам). Норматив общехозяйственных затрат или административно-управленческих расходов в соответствии с учетной политикой потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна) определяются в целом по организации или по видам продукции.

Экономические показатели потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна) рассчитываются применительно к каждому календарному году периода строительства судна.

40. Помимо документов, указанных в пункте 39 настоящего Порядка, при расчете затрат по статьям калькуляции используются обосновывающие документы, имеющиеся в распоряжении организации, проводящей расчет затрат, или полученные ею в процессе расчета.

41. При расчете затрат по статьям калькуляции состав и размеры затрат определяются исходя из следующего:

а) особенностей поставки (в том числе производства), установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами;

б) учетной политики потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна);

в) обоснованных экономических показателей по статьям калькуляции, включаемых в себестоимость, в числе которых:

для материальных затрат - номенклатура сырья, материалов, иных материальных ресурсов, нормы их расхода и цена единицы ресурса;

для оплаты труда - трудоемкость строительства судна (изготовления продукции, выполнения работы), стоимость 1 нормо-часа (человеко-часа);

экономические показатели потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна), указанные в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка. Данные показатели обосновываются на каждый календарный год планируемого периода строительства судна.

42. При применении затратного метода группировка затрат по статьям калькуляции производится в зависимости от их целевого назначения. При этом используются прямые и косвенные методы отнесения затрат на себестоимость строительства судна. Калькулирование себестоимости строительства судна должно осуществляться преимущественно прямым методом отнесения затрат на себестоимость продукции.

43. Затраты на строительство судна включаются в НМЦК и ЦКЕИ по статьям калькуляции без учета НДС, за исключением случаев, когда строительство судна не подлежит налогообложению НДС или потенциальный исполнитель (исполнитель, организация - строитель судна) не признается налогоплательщиком указанного налога в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

44. Величина затрат по статьям калькуляции определяется:

а) на основании отчетных данных о затратах в ценах предыдущих лет;

б) расчетным путем;

в) на основании затрат, включенных в цену на продукцию по ранее заключенному контракту;

г) на основании затрат в отношении продукции, имеющей сравнимые с рассматриваемой продукцией функциональное назначение и потребительские свойства, с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровня квалификации специалистов, требующихся для их выполнения, в том числе по ранее заключенному контракту, путем:

расчета на единицу продукции, характеризующую объем выполненной работы;

применения экономико-математических моделей цены (коэффициентов) в зависимости от основных технических характеристик продукции.

45. Величина затрат по каждой из статей калькуляции формируется с учетом необходимости применения методов определения цены на продукцию, предусмотренных настоящим Порядком или используемых в практике определения цен на аналогичную продукцию, или путем комбинации таких методов (рекомендуемые образцы расшифровок, обоснований и смет по отдельным статьям калькуляции приведены в приложениях N 5 - 13 к настоящему Порядку). По остальным статьям калькуляции обоснования приводятся в пояснительной записке к калькуляции.

46. Затраты по статье калькуляции "основная заработная плата" определяется на основе трудоемкости строительства судна и стоимости 1 нормо-часа (человеко-часа) для всех основных работников потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна), по видам продукции или по видам производства (по цехам).

47. Расчет трудоемкости строительства головных и других судов серии осуществляется проектной организацией. Расчет осуществляется с применением нормативов трудоемкости строительства судов. Расчет трудоемкости строительства выполняется по судну в целом и по видам работ, номенклатура которых определена в нормативах трудоемкости строительства судов. В случае продолжительности периода строительства судна в двух и более календарных годах распределение трудоемкости по годам строительства осуществляется проектной организацией при разработке графика строительства судна с учетом расчета трудоемкости по видам работ.

48. При определении НМЦК и ЦКЕИ затратным методом на строительство головного или другого судна серии в период до даты сдачи головного судна трудоемкость принимается в размере, определенном проектной организацией в расчете трудоемкости в составе проекта судна, или потенциальным исполнителем в расчете трудоемкости в составе предложения о цене (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 14 и N 15 к настоящему Порядку).

49. При определении ЦКЕИ затратным методом на строительство судов серии после сдачи головного судна трудоемкость принимается в размере, соответствующем фактической трудоемкости ранее сданного судна (за вычетом непроизводительных и неправильно отнесенных затрат) с учетом коэффициента серийности, установленного в нормативах трудоемкости строительства судов данного типа. При отсутствии нормативов трудоемкости строительства судов данного типа используются коэффициенты серийности, обоснованные проектной организацией и принятые ею в расчете трудоемкости в составе проекта судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 16 к настоящему Порядку).

50. Определение НМЦК и ЦКЕИ затратным методом в случае длительности технологического цикла строительства судна менее одного года для контрактов сроком исполнения не более одного календарного года выполняется исходя из затрат на производство и реализацию, определяемых в условиях их выполнения и с учетом уровня цен планируемого календарного года исполнения контракта, а также с учетом прибыли.

51. При определении НМЦК и ЦКЕИ затратным методом в случае продолжительности периода строительства судна в двух и более календарных годах расчет осуществляется на весь период строительства с использованием в качестве основы стоимостной оценки затрат в условиях первого года строительства, с последующим приведением годовых затрат начиная со второго года строительства к условиям соответствующего года путем индексации затрат по статьям калькуляции, сформированных в условиях первого года строительства, за исключением статей калькуляции и отдельных затрат, определяемых:

а) с использованием экономических показателей потенциального исполнителя (исполнителя, организации - строителя судна), указанных в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка, в том числе:

транспортно-заготовительные затраты;

дополнительная заработная плата;

страховые взносы на обязательное социальное страхование;

общепроизводственные затраты;

общехозяйственные затраты (административно-управленческие расходы);

б) расчетным путем, применительно к условиям и объемам работ соответствующего года, в том числе:

основная заработная плата;

затраты на страхование судна;

затраты на банковскую гарантию;

проценты по кредитам.

52. Индексация затрат по индексируемым статьям калькуляции на строительство судна, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, осуществляется по каждой позиции расшифровки по соответствующей статье калькуляции, с учетом детализации затрат в расшифровке, по формуле:

00000018.wmz

где:

00000019.wmz - затраты по статье калькуляции, приведенные к уровню цен текущих лет на период строительства судна, руб.;

i - номер календарного года периода строительства судна, ЦМЦК или ЦКЕИ которого определяется;

j - номер позиции расшифровки затрат по статье калькуляции;

00000020.wmz - годовой объем по j-й позиции расшифровки в i-м календарном году периода строительства судна, руб.;

k - количество позиций в расшифровке, с учетом детализации;

n - количество календарных лет периода строительства судна;

00000021.wmz - индекс цен первого календарного года периода строительства судна, ЦМЦК или ЦКЕИ которого определяется, к i-му году периода строительства этого судна.

Индексы применяются с учетом приказа Минэкономразвития России N 190.

53. При использовании для расчета затрат по индексируемым статьям калькуляции сведений о затратах по этим же статьям при строительстве однородного судно такого же номера проекта, как и судно, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, имеющего отличия по основному комплектующему оборудованию, или судна, по отношению к которому судно, НМЦК или ЦКЕИ которого определяется, планируется к строительству по проекту модернизации (далее - судно-аналог), стоимостная оценка затрат в условиях первого года строительства осуществляется по формуле:

00000022.wmz

где:

00000023.wmz - затраты по статье калькуляции, приведенные к уровню цен первого календарного года строительства судна, НМЦК, ЦКЕИ которого определяется, руб.;

i - номер календарного года периода строительства судна-аналога;

j - номер позиции расшифровки затрат по статье калькуляции;

00000024.wmz - годовой объем по j-й позиции расшифровки в i-м календарном году периода строительства судна-аналога, руб.;

k - количество позиций в расшифровке затрат, с учетом детализации;

n - количество календарных лет периода строительства судна-аналога;

00000025.wmz - индекс цен i-го календарного года периода строительства судна-аналога к уровню цен первого года периода строительства судна, ЦМЦК или ЦКЕИ которого определяется.

54. При проведении расчета ЦКЕИ потенциальным единственным исполнителем в расчете себестоимости затратным методом используются экономические показатели потенциального единственного исполнителя.

При проведении расчета НМЦК проектной организацией в расчете себестоимости с применением затратного метода используются экономические показатели нескольких (не менее трех) наиболее вероятных потенциальных исполнителей. В случае наличия возможности строительства судна, НМЦК которого определяется, только у двух потенциальных исполнителей для расчета используются только экономические показатели этих организаций - строителей судна.

В случаях использования проектной организацией экономических показателей нескольких потенциальных исполнителей с учетом особенностей строительства судна каждым из них проводится расчет, в том числе:

а) трудоемкости строительства судна;

б) затрат на специальную технологическую оснастку;

в) специальных затрат.

При этом величина НМЦК, рассчитанная проектной организацией с применением затратного метода, определяется как среднее значение по всем принятым в расчет потенциальным исполнителям.

55. Прибыль определяется в целом на судно в процентах от себестоимости его строительства.

При определении плановой прибыли используется информация об обычной прибыли для сферы судостроения исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика или по согласованию с ним по инициативе потенциального единственного исполнителя.

При отсутствии у заказчика при определении НМЦК или ЦКЕИ информации об обычной прибыли для сферы судостроения прибыль устанавливается заказчиком на уровне десяти процентов от себестоимости строительства судна.