31.9. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи"

31.9. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи".

31.9.1. Пояснительная записка.

На занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи" у обучающихся активизируются умения социокультурной адаптации, регуляции поведения, адекватного взаимодействия в социуме за счет получения более полной информации об окружающей среде при ориентации в социально значимых неречевых звучаниях окружающего мира, развиваются элементарные умения устной коммуникации. У них расширяются познавательные интересы в связи с получением более полной информации об окружающей среде, формируется готовность применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и элементарные умения устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности. Обучающиеся овладевают базовыми сенсорными способностями, необходимыми для более полноценного развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, музыки; у них развивается восприятие различных звучаний музыкальных инструментов (игрушек) - барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна, ксилофона, маракасов, треугольника, румб, неречевых звучаний окружающего мира - бытовых шумов, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, городских шумов, голосов животных и птиц, шумов, связанных с явлениями природы, различение и опознавание разговора и пения, мужского и женского голоса. В процессе обучения восприятию неречевых звучаний обучающиеся сначала различают и опознают на слух резко противопоставленные звучания, а затем более близкие. При этом выбор звучаний постепенно расширяется (сначала при выборе из двух, затем - трех и далее, в зависимости от возможностей обучающихся).

Важное значение на занятиях придается развитию слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны. У обучающихся целенаправленно развиваются мотивы овладения устной речью, ее использования в процессе коммуникации, постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами. Ведется работа по всем разделам обучения произношению: развитие речевого дыхания и голоса, работа над звуковым составом речи, ее ритмико-интонационной структурой, над словами и фразами, короткими текстами (в большинстве случаев, микродиалогами), короткими стихотворениями.

Педагогический работник, ведущий коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи", в конце каждой четверти составляет отчет о достижении планируемых результатов обучения по всем его направлениям - развитие слухового восприятия с помощью элементарных музыкальных инструментов (игрушек), развитие восприятия неречевых звучаний окружающего мира, развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, и предоставляет его администрации образовательной организации. Кроме этого, педагогический работник, ведущий коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи", принимает участие в ежегодном составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося (совместно с другими педагогическими работниками, ведущими уроки и занятия коррекционно-развивающей области в данном классе, а также различные занятия внеурочной деятельности).

31.9.2. Содержание обучения.

31.9.2.1. На фронтальных занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи" реализуются три направления работы:

формирование у обучающихся базовых способностей для развития слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы) и дифференцировать их по длительности, интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных музыкальных инструментов (игрушек);

развитие восприятия социально значимых неречевых звучаний окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов, голосов птиц и животных);

развитие восприятия и воспроизведения устной речи.

Обучение проводится при пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами, в том числе, в условиях индукционной петли или аппаратуры, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение.

Содержание занятий должно быть доступно всем обучающимся класса. При планировании и организации работы необходимо знать, какие звучания элементарных музыкальных инструментов (игрушек) ощущает каждый обучающийся и на каком расстоянии, а также какие звучания окружающего мира (в аудиозаписи) и на каком расстоянии воспринимает каждый обучающийся. Педагогический работник при планировании работы по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны учитывает доступность содержания работы всем обучающимся класса при реализации преемственности с индивидуальными занятиями "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" и "Музыкально-ритмическими занятиями", фонетическими зарядками, которые проводятся на каждом уроке и перед подготовкой домашних заданий во внеурочной деятельности. При этом первичные произносительные умения у обучающихся формируются на индивидуальных занятиях, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных занятиях коррекционно-развивающей области, фонетических зарядках, в процессе всей учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

31.9.2.2. Формирование у обучающихся базовых способностей для развития слухового восприятия:

формирование условной двигательной реакции при восприятии на слух различных неречевых звучаний, определения расстояния, на котором обучающиеся воспринимают данные звучания;

различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек), разных по тембру и высоте; количества звуков; продолжительности их звучания (кратко, долго); характера звуковедения (слитно или неслитно); темпа (нормальный быстрый, медленный); громкости (нормально, громко, тихо); ритмов (прежде всего, двух-, трех- и четырехсложные, в которых один звук более продолжительный по звучанию, чем другие); высоты (высокие, низкие, средние звуки, повышение и понижение второго звука относительно первого);

определение направления звучания (локализация звучания в пространстве).

31.9.2.3. Восприятие неречевых звучаний, связанных с окружающим человека звуковым фоном.

различение и опознавание на слух бытовых шумов - шумы бытовой техники, телефонный звонок, стук в дверь, звонок в дверь; голосов животных и птиц (домашних животных - лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки, домашних птиц - петуха, курицы, диких животных и птиц); шумов, связанных с явлениями природы (раскаты грома, шум дождя); городских шумов - сигналы городского транспорта, шумы приближающегося транспорта, сигналы машин службы помощи - скорая, пожарная, полиция, свисток полицейского, залпы салюта; проявлений физиологического и эмоционального состояний человека - смех, плач, чихание, кашель;

различение и опознавание на слух разговора и пения, мужского и женского голоса;

расширение представлений об окружающей действительности в связи с восприятием неречевых звучаний.

31.9.2.4. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи.

развитие речевого слуха, слухо-зрительного восприятия устной речи;

закрепление произносительных умений, сформированных на индивидуальных занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (при реализации аналитико-синтетического, концентрического, полисенсорного метода обучения произношению, широком применении фонетической ритмики): проведение специальной работы по развитию речевого дыхания, голоса нормальной высоты, силы и тембра, модуляций голоса по силе и высоте, по закреплению правильного воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, по развитию умений внятного и достаточно естественного воспроизведения различного речевого материала - слов, словосочетаний, фраз, слогов и слогосочетаний, текстов (преимущественно диалогов), коротких стихотворений, а также по реализации сформированных произносительных умений в самостоятельной речи.

31.9.3. Планируемые результаты освоения курса.

Результатами освоения курса являются:

выработка условной двигательной реакции на доступные неречевые звучания; определение оптимального расстояния при восприятии на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек);

различение и опознавание на слух доступных по звучанию музыкальных инструментов (игрушек);

определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания;

различение и опознавание на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), словесное определение доступных неречевых звучаний окружающего мира, включая социально значимые бытовые и городские шумы, голоса животных и птиц, шумы, связанные с явлениями природы, шумы, связанные с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, разговор и пение, мужской и женский голоса);

восприятие слухозрительно и на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) отработанных фраз, слов, словосочетаний, микродиалогов, отражающих типичные ситуации общения обучающихся в процессе учебной и внеурочной деятельности; воспроизведение отработанного речевого материала достаточно внятно (понятно для окружающих), использование при устной коммуникации естественных невербальных средств (мимики лица, позы, пластики);

соблюдение знакомых правил речевого этикета; реализация сформированных коммуникативных действий;

владение тематической и терминологической лексикой данного коррекционного курса, а также лексикой по организации деятельности;

применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов).