31.8. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия"

31.8. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия".

31.8.1. Пояснительная записка.

Музыкально-ритмические занятия способствуют всестороннему развитию обучающихся, более полноценному формированию личности, социальной адаптации.

Занятия направлены на эстетическое и нравственное воспитание обучающихся, коррекцию и развитие двигательной сферы, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи, а также коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, творческих возможностей.

На музыкально-ритмических занятиях у обучающихся развивается восприятие музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи - ее характера (веселый, грустный, торжественный, спокойный) и доступных средств музыкальной выразительности (элементарных звуковысотных, темпо-ритмических, динамических и тембровых отношений в музыке), формируются элементарные умения с помощью словесной речи характеризовать прослушанную музыку, выражать к ней свое отношение. На занятиях происходит коррекция и развитие двигательной сферы обучающихся, формирование у них правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основные, гимнастические и танцевальные), правильной осанки, умения исполнять под музыку простые танцевальные композиции, осуществляется развитие элементарной музыкально-пластической импровизации. Обучающиеся также учатся игре на элементарных музыкальных инструментах, исполнению в ансамбле с педагогическим работником музыкальных пьес (песен). Они овладевают декламацией песен под музыку в ансамбле (под аккомпанемент и управление педагогического работника), соблюдая в достаточно внятной и эмоциональной речи (при реализации произносительных возможностей) темпо-ритмическую организацию мелодии, характер звуковедения, динамические оттенки.

На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию слухозрительного и слухового восприятия устной речи, закреплению произносительных умений (при широком использовании фонетической ритмики и музыки).

Обучающиеся овладевают умениями осуществлять контроль и оценку результатов музыкально-ритмической деятельности (собственной и других обучающихся), коррекцию собственных действий.

Важное значение придается формированию готовности обучающихся участвовать в театрализованных формах музыкально-творческой деятельности, а также развитию у них желания и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности, сформированные умения устной коммуникации при реализации различных проектов содержательного культурного досуга.

Образовательно-коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Формирование различных видов деятельности, связанных с музыкой, базируется на целенаправленном развитии ее восприятия, которое осуществляется в двух формах - как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности (музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламация песен под музыку). Обучающиеся учатся слушать музыку в исполнении педагогического работника (как правило, на фортепьяно) и аудиозаписи, различать и опознавать на слух неоднократно прослушанные музыкальные произведения (фрагменты из музыкальных произведений), словесно определять жанр (марш, танец, песня), характер музыки, доступные средства музыкальной выразительности.

Важное значение придается специальной работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с использованием фонетической ритмики и музыки, которая занимает на музыкально-ритмических занятиях примерно половину времени. Обучение строится на основе преемственности, прежде всего, с индивидуальными занятиями "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи": на занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" у обучающихся формируются первичные умения, а их закрепление осуществляется в процессе специальной работы как на занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи", так и на "Музыкально-ритмических занятиях", на занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи", на фонетических зарядках, проводимых на уроках и перед подготовкой домашних заданий в процессе внеурочной деятельности, а также в ходе всего образовательно-коррекционного процесса. Реализация преемственности в работе по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны базируется на совместном ее планировании педагогическими работниками и систематическом их взаимодействии в образовательно-коррекционном процессе, что способствует своевременному внесению необходимых коррективов в процесс обучения.

Организация музыкально-ритмических занятий предполагает постоянное пользование обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами в условиях индукционной петли или беспроводной аппаратуры, например, применяющей радиопринцип.

Текущий контроль овладения различными видами деятельности, связанными с музыкой, осуществляется на каждом занятии, мониторинг планируемых результатов обучения осуществляется в конце каждой четверти. Проверки по овладению различными видами деятельности, связанными с музыкой, проводятся на музыкально-ритмических занятиях фронтально, малыми группами или индивидуально. Результаты проверок отражаются в отчетах педагогического работника, ведущего "Музыкально-ритмические занятия", предоставляемых в конце каждой четверти администрации образовательной организации.

Педагогический работник, ведущий "Музыкально-ритмические занятия", желательно, чтобы принимал участие в стартовой диагностике и мониторинге восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, которое проводит педагогический работник, ведущий коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи".

Педагогический работник, ведущий "Музыкально-ритмические занятия", принимает участие в составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося.

31.8.2. Содержание обучения.

31.8.2.1. Обучение восприятию музыки (в исполнении педагогического работника):

определение на слух начала и окончания звучания музыки (в исполнении педагогического работника и аудиозаписи);

различение и опознавание на слух (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи): громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа, музыки двух-, трех- и четырехдольного метра (полька, вальс, марш), плавной и отрывистой музыки;

различение и опознавание на слух (в исполнении педагогического работника) регистров в музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем регистре (интервал не менее септимы), поступенного и скачкообразного звукорядов в первой октаве; поступенных восходящего и нисходящего звукорядов в первой октаве и многократное повторение одного и того же звука, мелодий (фрагментов из них) с опорой на графическую запись ритмического рисунка, состоящего из восьмых, четвертных и половинных длительностей, фрагментов мелодии (например, запев и припев в песне);

различение и опознавание на слух марша, танца и песни при выборе из трех пьес (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи); различение и опознавание на слух (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) маршей, танцев и песен различного характера при выборе из двух-трех пьес одного жанра (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи); распознавание (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) жанра - марш, танец, песня, характера - веселый, грустный, торжественный, спокойный, доступных средств музыкальной выразительности (примерный музыкальный материал: музыкальные пьесы, песни (или фрагменты из них - "Марш" С. Прокофьева, "Вальс" П. Чайковского из "Детского альбома", "Вальс B-dur" Ф. Шуберта, "Полька" С. Рахманинова, "Полька" М. Глинки, "Марш деревянных солдатиков" П. Чайковского из "Детского альбома", "Встречный марш" С. Чернецкого;

различение и опознавание на слух (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) частей пьесы Л. Бетховена "Веселая. Грустная", Д. Кабалевского "Три подружки"; различение и опознавание пьес из "Детского альбома" П. Чайковского ("Вальс", "Марш деревянных солдатиков", "Болезнь куклы", "Новая кукла", "Старинная французская песенка", "Итальянская песенка" "Песня жаворонка"); словесное определение в пьесах характера музыки (веселый, грустный, спокойный, песенный, танцевальный, маршевый) и доступных средств музыкальной выразительности;

знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева "Петя и волк", балетом и оперой на сказочный сюжет, например, балетом П. Чайковского "Щелкунчик", оперой Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"; различение и опознавание на слух фрагментов из данных произведений при выборе из двух - пяти (в аудиозаписи), словесное определение характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности.

31.8.2.2. Обучение движениям под музыку:

правильное, эмоциональное и ритмичное исполнение гимнастических и танцевальных движений под музыкальное сопровождение педагогического работника и музыку в аудиозаписи;

коррекция и развитие основных движений, овладение элементарными гимнастическими движениями, доступными обучающимся;

овладение простейшими построениями и перестроениями (в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение), освоение элементарного перестроения группы;

овладение элементами танца и пляски (выставление ноги на пятку и носок, отведение ног вперед, назад, движения рук, принятые в разучиваемых танцевальных композициях, вращение кистей, сгибание и выпрямление рук, пружинное полуприседание и вставание на полупальцы, шаг галопа, хороводный шаг, шаг польки, поскоки, кружение поскоками, повороты, наклоны, присядка, упражнения с предметами и другие танцевальные движения, доступные обучающимся);

разучивание несложных плясок, хороводов, танцевальных композиций (народных, бальных и современных танцев), доступны обучающимся; знание названий исполняемых танцев, овладение умения характеризовать музыку, сопровождающую танец;

элементарная импровизация музыкально-ритмических движений;

изменение заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, на музыкальный акцент, смену музыкальной динамики (громкая, тихая, негромкая музыка), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры в музыкальном звучании (высокий, низкий, средний), смену частей музыкальной пьесы;

фиксирование движениями сильной и слабой доли такта в музыке двух-, трех- и четырехдольного метра в умеренном темпе; исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий, состоящих из восьмых, четвертных и половинных длительностей (2 - 8 тактов); определение движением руки высотного положения двух и более звуков внутри первой октавы;

элементарная оценка собственного исполнения и исполнения других обучающихся, внесение исправлений в исполнение под руководством педагогического работника и самостоятельно.

31.8.2.3. Обучение декламации песен под музыку:

эмоциональная декламация текста песен под аккомпанемент и управление педагогического работника, воспроизведение в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) простого ритмического рисунка мелодии в умеренном темпе, контрастных динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), выделение логического ударения во фразе;

понимание основных дирижерских жестов, включая "внимание", "дыхание", "начало", "окончание", "логическое ударение";

элементарное инсценирование песен.

31.8.2.4. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле:

эмоциональное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне;

одновременное и поочередное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне (ритмический рисунок одинаковый для всех инструментов или разный для каждого инструмента, в том числе фиксирование сильной и каждой доли такта при сопровождении музыки двух-, трех- и четырехдольного метра).

31.8.2.5. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки):

развитие речевого дыхания, слитное воспроизведение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию педагогическому работнику и самостоятельно);

развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра; развитие восприятия на слух и воспроизведение модуляций голоса по силе и высоте при сохранении нормального тембра (в естественном диапазоне его звучания), в том числе нормальный голос - более громкий - более тихий; произнесение речевого материала шепотом; голос нормальный по высоте - более высокий - более низкий, базовые мелодические модуляции голоса в пределах его естественного диапазона (ровная интонация, повышение от среднего уровня, понижение от высокого и среднего уровней в пределах естественного диапазона);

закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их сочетаний, усвоенных обучающимися; предупреждение возможных отклонений от нормального произнесения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах;

закрепление нормального темпа речи;

развитие умений восприятия на слух и воспроизведение ударения в двух-, трех-, четырехсложных словах;

развитие умений восприятия на слух и воспроизведения фразового ударения, по возможности, восприятия на слух и воспроизведения мелодической структуры фраз;

закрепление умений восприятия на слух и внятного, достаточно естественного воспроизведения отработанного речевого материала при передаче в речи и с помощью естественных невербальных средств коммуникации (мимики лица, позы, пластики) эмоционального содержания высказывания.

Используемый на занятиях речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся, необходимости в общении, соответствии фонетической задаче занятия, включает фразы, слова, словосочетания, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также короткие тексты (в большинстве случаев, микродиалоги), короткие стихотворения.

31.8.3. Планируемые результаты освоения коррекционного курса "Музыкально-ритмические занятия".

Результатами освоения курса являются:

приобщение к музыкально-ритмической деятельности (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов); желание участвовать в доступных видах музыкально-ритмической деятельности;

различение и опознавание на слух музыкальных произведений (фрагментов из них) в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи; словесного определения (под руководством педагогического работника и самостоятельно) характера неоднократно прослушанной музыки (например, веселая, грустная, спокойная), жанра (марш, танец, песня), доступных средств музыкальной выразительности;

знание названий прослушиваемых произведений;

эмоциональное, правильное и ритмичное исполнение под музыку простых композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементарной музыкально-пластической импровизацией;

знание названий исполняемых танцев;

эмоциональная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление педагогического работника при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпо-ритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков; знание названий песен;

умения эмоционального и ритмичного исполнения на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой педагогическим работником на фортепьяно;

умения восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) слухозрительно и на слух отработанного речевого материала; закрепление произносительных умений (при использовании фонетической ритмики и музыкальных средств);

овладение тематической и терминологической лексикой данного коррекционного курса, а также лексикой по организации деятельности;

реализация сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности.