1. По вопросу, касающемуся подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения

1. По вопросу, касающемуся подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения.

Согласно пункту 77 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 (далее - Правила подключения), подключение к системам теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Правилами подключения, с учетом особенностей, определенных Законом о теплоснабжении и Правилами подключения.

В отношении ценовых зон теплоснабжения пункты 3 - 6, 24, 26 - 34, абзацы четвертый и пятый пункта 41, пункты 44 - 45, 51, 52 и 55 Правил подключения не применяются.

В соответствии с пунктом 78 Правил подключения подключение к системе теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения осуществляется ЕТО в системе теплоснабжения, для подключения к которой подана заявка о подключении.

Лица, заинтересованные в подключении к системе теплоснабжения, обращаются в ЕТО для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения (далее - договор о подключении).

ЕТО выступает исполнителем по договору о подключении в ценовых зонах теплоснабжения.

Отказ заявителю, в том числе застройщику, в подключении теплопотребляющих установок, находящихся в пределах 200 метров от устройств тепловой сети, к которой осуществляется (планируется) подключение, за исключением случаев, указанных в абзаце шестом пункта 25 Правил подключения, не допускается.

Таким образом, Правилами подключения установлены основания для отказа в подключении теплопотребляющих установок заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Отказ единой теплоснабжающей организации в подключении заявителя, не основанный на положениях Правил подключения, может содержать признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

ЕТО по договору о подключении в ценовых зонах теплоснабжения принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого подключения, в том числе мероприятий по урегулированию отношений с теплосетевыми и (или) теплоснабжающими организациями, в случае если подключение осуществляется непосредственно к принадлежащим им объектам тепловой сети и (или) источникам тепловой энергии (пункт 78 Правил подключения).

Порядок внесения платы, предусмотренный пунктом 52 Правил подключения, не применяется и определяется по соглашению сторон. Правилами подключения не определена взаимосвязь между внесением заявителем платы за подключение в ЕТО и оплатой ЕТО услуг иных теплоснабжающих, теплосетевых организаций по подключению.

При этом в случае требования ЕТО по включению в договор с иными теплоснабжающими, теплосетевыми организациями положений, предусматривающих, что ЕТО оплачивает таким организациям услуги по подключению только после исполнения всех мероприятий, и при этом сама ЕТО по договору, заключенному ей с потребителем, получает плату от потребителя в течение исполнения всего договора присоединения (например, равными долями через определенные промежутки времени), такие действия ЕТО могут рассматриваться как навязывание невыгодных условий договора указанным организациям. Внесение платы потребителем ЕТО и, соответственно, оплата услуг ЕТО иным организациям должны обеспечивать финансирование экономически обоснованных затрат теплоснабжающих, теплосетевых организаций, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, бездействие ЕТО, выразившееся в неоплате теплоснабжающим, теплосетевым организациям выполненных последними мероприятий по технологическому присоединению, также может рассматриваться на предмет нарушения антимонопольного законодательства.