II. Права и обязанности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора)

II. Права и обязанности должностных лиц органов

государственной власти субъектов Российской Федерации

и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении

государственного контроля (надзора)

6. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право:

а) беспрепятственно получать доступ на территорию органа местного самоуправления;

б) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления документы и иные материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, в том числе муниципальные правовые акты в сфере образования органа местного самоуправления;

в) проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в государственных информационных системах;

г) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

д) снимать копии с документов, необходимых для проведения проверки;

е) применять предусмотренные пунктами 50, 57, 58 и 61 Порядка меры по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);

ж) запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

7. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы должностных лиц органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;

в) проводить проверку на основании решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о ее проведении в соответствии с ее назначением;

г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры субъекта Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2022, N 29, ст. 5220.

д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с результатами проверки;

з) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к) соблюдать сроки проведения проверок, установленные пунктами 34, 42 Порядка и периодичность проведения проверок, установленную частью 2.3 статьи 77 Федеральным законом N 131-ФЗ <2>;

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2013, N 51, ст. 6690.

л) ознакомить перед началом проведения выездной проверки руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления по их просьбе с положениями Порядка;

м) при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии);

н) доводить до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность органа местного самоуправления представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;

о) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

п) выдать предписание органу местного самоуправления об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - предписание) с указанием срока его исполнения;

р) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений.

8. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе:

а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

в) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

г) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) превышать установленные сроки проведения проверки;

е) осуществлять выдачу органу местного самоуправления предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (надзору);

ж) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки имеет право:

а) непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

б) получать от должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию, которая относится к предмету проверки;

в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов либо подведомственных указанным государственным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

д) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по собственной инициативе;

е) представлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного органу местного самоуправления предписания в целом или его отдельных положений в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием. При этом орган местного самоуправления вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя органа местного самоуправления;

ж) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повлекшие за собой нарушение прав органа местного самоуправления при проведении проверки, в административном порядке.

10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки обязаны:

а) предоставлять должностным лицам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

б) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанные в мотивированном запросе (письме) документы (при проведении документарной проверки);

в) обеспечивать присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа местного самоуправления при проведении выездной проверки.