23.415. Случаи порыва ветра на земле

(a) Система управления должна быть следующим образом рассчитана на нагрузки, от поверхностей управления при порывах ветра на земле и при рулении с попутным ветром:

(1) Нагрузки должны передаваться только от "кабанчиков" поверхностей управления на ближайшие упоры и поддерживающие их конструкции.

(2) Нагрузки определяются по следующей формуле:

Mш = kbSq,

где:

Mш - эксплуатационный шарнирный момент, кгс·м;

b - средняя хорда поверхности управления за осью вращения, м;

S - площадь поверхности управления за осью вращения, м2;

q - скоростной напор (кгс/м2) при расчетной скорости не ниже 00000032.wmz,

где G/S - нагрузка на крыло при максимальном расчетном взлетном весе (кгс/м2), но при условии, что расчетная скорость не должна превышать 26,8 м/с;

k - коэффициент эксплуатационного шарнирного момента от порывов ветра на земле, приведенный в пункте (b) настоящего параграфа (для элеронов и рулей высоты положительное значение k указывает на момент, стремящийся уменьшить отклонение поверхности, а отрицательное значение k указывает на момент, стремящийся увеличить отклонение поверхности).

(b) Коэффициент k эксплуатационного шарнирного момента для порывов ветра на земле должен принимать следующие значения:

Поверхность

k

Положение органов управления

(a) Элерон

0,75

(a)

Колонка управления зафиксирована в среднем положении

(b) Элерон

+/- 0,50

(b)

Элероны отклонены на максимальный угол; на одном элероне момент "+", на другом "-"

(c)

(c)

Руль высоты отклонен вверх на максимальный угол ("-")

Руль высоты

+/- 0,75

(d)

(d) Руль высоты отклонен вниз на максимальный угол ("+")

(e)

(e)

Руль направления в нейтральном положении

Руль направления

+/- 0,75

(f)

(f)

Руль направления отклонен на максимальный угол

(c) При всех весах, от веса пустого самолета до максимального веса, указанного для швартовки в Руководстве по технической эксплуатации (РЭ), заявленные швартовочные узлы и конструкция их крепления, система управления, поверхности поверхности управления и стопоры системы управления должны быть рассчитаны на эксплуатационную нагрузку при швартовке, которая соответствует обдуву самолета в горизонтальной плоскости с любой стороны со скоростью ветра вплоть до 40 м/с.

(a*) Дополнительно должен быть рассмотрен динамический эффект действия ветра, когда орган управления движется от нейтрального положения и ударяется об ограничитель крайнего положения. Разрешается учитывать противодействующее усилие пилота, если в РЛЭ есть указание о необходимости такого действия.

Кроме того, следует рассмотреть нагружение органов управления, устройств стопорения рулей (элеронов) и соответствующих участков систем управления при действии ветра на стоянке.