23.1419. Защита от обледенения

Если запрашивается сертификация самолета со средствами защиты от обледенения, то должно быть доказано соответствие требованиям данного параграфа, а также требованиям других применимых параграфов настоящих Норм.

(a) Должен быть выполнен анализ, чтобы установить на основании ожидаемых условий эксплуатации достаточность системы защиты от обледенения различных частей самолета. Кроме того, должны быть проведены испытания системы защиты от обледенения для демонстрации того, что самолет способен безопасно эксплуатироваться в условиях максимального длительного и максимального кратковременного обледенения, указанных в Приложении C НЛГ 25. Применительно к данному параграфу выражение "безопасно эксплуатироваться" означает, что летно-технические характеристики самолета, его управляемость, маневренность и устойчивость должны быть не хуже, чем требуется в разделе B настоящих Норм.

(b) За исключением случая, предусмотренного в пункте (c) данного параграфа, в дополнение к анализу и физической оценке, которые требуются в пункте (a) данного параграфа, эффективность системы защиты от обледенения и ее элементов должна быть продемонстрирована в летных испытаниях самолета или его частей в контролируемых естественных условиях обледенения. При необходимости могут быть также проведены один или несколько видов следующих испытаний для определения достаточности системы защиты от обледенения:

(1) Лабораторные испытания элементов или их моделей в "сухом" воздухе, или в искусственных условиях обледенения, или при сочетании обоих условий.

(2) Летные испытания системы защиты от обледенения в целом или ее отдельных элементов в "сухом" воздухе.

(3) Летные испытания самолета или его частей в контролируемых искусственных условиях обледенения.

(1*) Летные испытания самолета с имитаторами льда.

(c) Если сертификация, охватывающая систему защиты от обледенения, была выполнена на ранее сертифицированных самолетах, типовая конструкция которых включает элементы, эквивалентные с точки зрения термо- и аэродинамики тем, которые используются в конструкции нового самолета, то сертификация этих эквивалентных элементов может быть выполнена путем ссылки на ранее проведенные испытания, требуемые пунктами 23.1419(a) и (b) НЛГ 23, при условии, что Заявитель учел все различия в установке этих элементов.

(d) Должны быть предусмотрены специальные средства или обеспечена возможность контроля наличия льда на критических с точки зрения обледенения частях самолета. Должно быть обеспечено достаточное освещение этого средства при полетах ночью. Также если при работе системы защиты от обледенения требуется осуществление контроля внешних поверхностей самолета экипажем, то должно быть обеспечено внешнее освещение, достаточное для осуществления такого контроля ночью. Любое используемое освещение должно быть такого типа, чтобы оно не вызывало бликов или отражения, которые затруднили бы членам экипажа выполнение своих функций. В Руководстве по летной эксплуатации или другой одобренной эксплуатационной документации должно быть дано описание средства определения образования льда и должна содержаться информация, необходимая для безопасной эксплуатации самолета в условиях обледенения.

(a*) Если сертифицируется самолет, непредназначенный для полетов в условиях обледенения, то должен быть выполнен анализ условий его эксплуатации, показывающий невозможность непреднамеренного попадания в зону обледенения. Если нельзя исключить непреднамеренное попадание самолета в условия обледенения, то необходимо показать возможность своевременного определения экипажем наличия обледенения, выхода из зоны обледенения (см. Приложение C к НЛГ 25) и безопасного завершения полета. Для этого могут быть использованы методы, указанные в пунктах (a) - (d) данного параграфа.