1.4. Нормативное регулирование дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации

Законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Ряд статей Федерального закона посвящен организации образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Вместе с тем основополагающим принципом государственной политики в сфере образования соответствии со ст. 3 Федерального закона является обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Часть 3 ст. 79 Федерального закона определяет специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Федеральному закону, образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона адаптированная образовательная программа - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В Федеральном законе выделены некоторые особенности реализации данных образовательных программ. В частности, в части 3 ст. 55 Федерального закона определен особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Представленное родителями заключение является основанием для создания органами управления образованием и образовательными организациями рекомендованных специальных условий.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (до вступления в силу с 1 марта 2023 г. приказа Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам") устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в части дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов и с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467 утверждена "Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей" (далее - Целевая модель ДОД), обязательная для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а также индивидуальных предпринимателей.

В структуру Целевой модели ДОД включены общие требования: к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ, структуре управления региональной системой дополнительного образования детей, организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей, кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей, использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов региональной системы дополнительного образования детей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678 утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее - Концепция).

Концепция и план по ее реализации направлены на создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В Концепции одним из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей является инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися.

Одним из целевых показателей реализации Концепции является "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий".

В 2022 году этот показатель составляет 2,9%, в 2024 г. - должен составить 50%, а к 2030 г. достичь 80% от общего числа детей указанной категории.

В целях создания условий для увеличения охвата детей с ОВЗ и детей-инвалидов Планом реализации Концепции предусмотрены следующие мероприятия:

создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей; обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям дополнительного образования с учетом актуальных запросов детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

обновление материально-технической базы для занятий детей физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;

создание и функционирование региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

реализация лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ; внедрение Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования;

получение дополнительного профессионального образования педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами;

проведение всероссийских социально-значимых мероприятий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, направленные на развитие, в том числе художественного творчества и др.

Широкие вариативные возможности организации инклюзивного дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуются в том числе в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

Таким образом, в настоящее время создано достаточное нормативно-правовое пространство для нормативного регулирования в субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.