Раздел 2. Особенности таможенного контроля в отношении товаров, по которым предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин

Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

2.1. При осуществлении таможенного оформления товаров, перечисленных в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения в качестве материалов образовательного, научного и культурного характера, производится условное начисление сумм ввозных таможенных пошлин. В отношении таких товаров должны быть соблюдены требования по характеру, номенклатуре и объемах (тиражах) товаров в случаях, оговоренных в указанных приложениях. В целях контроля за соответствием характера таких товаров условиям предоставления таможенных льгот рекомендуется принимать соответствующие подтверждения Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

КонсультантПлюс: примечание.

Письмом ФТС РФ от 04.07.2011 N 01-11/31335 направлена форма подтверждения Роспечати, выдаваемого в отношении материалов для производства печатной продукции (бумаги, картона).

КонсультантПлюс: примечание.

Письмом ФТС РФ от 05.07.2011 N 01-11/31586 направлен образец текста письма-подтверждения целевого использования товаров.

КонсультантПлюс: примечание.

Письмами ФТС России направлены образцы оттисков печати и подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать подтверждения характера товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950 и Протоколом к нему от 26.11.1976.

Подтверждения названных министерств оформляются в письменной форме, подписываются уполномоченными лицами и заверяются гербовой печатью указанных министерств. Типовая форма подтверждения, а также образцы печатей и подписей уполномоченных лиц приведены в приложении 2 к Методическим рекомендациям.

При отсутствии в подтверждениях министерств сведений об объемах (тиражах) ввозимых товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, срок его применения рекомендуется ограничивать одним годом с момента издания при условии, что ввоз указанных в письме товаров производится по одному и тому же внешнеторговому договору (контракту), заключенному одним и тем же импортером, товар отправляется одним и тем же отправителем от одного и того же производителя.

Подтверждение о количестве рекламы в продукции средств массовой информации рекомендуется принимать на каждый тираж отдельного номера или отдельного выпуска ввозимой продукции средств массовой информации. Указанное подтверждение выдается Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

2.2. В случае обоснованных сомнений в правильности отнесения декларантом ввозимых товаров к категории материалов образовательного, научного и культурного характера и отсутствия в момент таможенного оформления подтверждения соответствующего министерства характера такого товара как материала образовательного, научного и культурного характера рекомендуется производить выпуск товара для свободного обращения с условным начислением ввозных таможенных пошлин с одновременным принятием следующих мер:

а) произвести в соответствии со статьей 135 Таможенного кодекса Российской Федерации взятие образцов ввозимого товара;

б) обязать декларанта на основании статей 174, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях осуществления таможенного контроля представить в установленный таможенным органом срок подтверждение от указанного в п. 2.1 настоящих Методических рекомендаций соответствующего министерства об образовательном, научном, культурном характере товаров.

В необходимых случаях таможни самостоятельно запрашивают указанные в п. 2.1 настоящих Методических рекомендаций министерства и ведомства о возможности отнесения товаров к материалам образовательного, научного, культурного характера с приложением к запросам отобранных образцов.

2.3. В случаях обоснованных сомнений относительно количества рекламы, содержащейся в продукции средств массовой информации, книжной продукции, рекомендуется следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддержать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. В соответствии со статьей 12 Закона в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

Таким образом, информация, содержащаяся в продукции средств массовой информации, в том числе в газетах и периодических печатных изданиях, связанных с образованием, наукой и культурой, ввозимых на территорию Российской Федерации, может рассматриваться как рекламная с момента распространения неопределенному кругу лиц.

В связи с изложенным рекомендуем даже при наличии заключения Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций о количестве рекламы для проверки заявленных сведений о продукции средств массовой информации, книжной продукции, декларируемой как материалы образовательного, научного и культурного характера, на соответствие количественным критериям о рекламе направлять после выпуска товара для свободного обращения с условным начислением ввозной таможенной пошлины и НДС отобранные образцы в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства либо его территориальные органы (адрес министерства приведен в приложении 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О рекламе" федеральный антимонопольный орган (его территориальные подразделения) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы) наделен полномочиями по направлению материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также по направлению в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

В запросе необходимо ссылаться на Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный Приказом Государственного антимонопольного комитета России от 13.11.95 N 147.

2.4. В случае выявления фактов необоснованного заявления декларантом сведений о характере товаров как материалов образовательного, научного и культурного характера либо фактов несоблюдения декларантом законодательства о рекламе таможенный орган решает вопрос о заведении дела о нарушении таможенных правил по признакам уклонения от уплаты таможенных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.