Приказом Ространснадзора от 19.12.2023 N ВБ-422фс утверждены программы на 2024 год.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) на автомобильном

транспорте, городском наземном электрическом транспорте

и в дорожном хозяйстве, описание текущего развития

профилактической деятельности, характеристика проблем,

на решение которых направлена программа профилактики

Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 (далее - постановление Правительства РФ N 990).

Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве" (далее - Положение о виде контроля) и направлена на предупреждение нарушений соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами при осуществлении своей деятельности в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение:

а) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18 и статьями 21.1 и 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

б) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;

в) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;

г) обязательных требований к осуществлению:

проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля);

проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства;

эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

д) обязательных требований в области организации регулярных перевозок:

к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств;

к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок;

к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств;

к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов);

к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок;

к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;

е) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок:

к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок;

к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов);

к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;

к перевозке пассажиров автобусами;

к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);

к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;

ж) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;

з) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:

к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем проведения стажировки водителей, проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки и повышения квалификации и профессионального мастерства водителей;

к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей транспортных средств;

к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

и) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):

к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);

к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;

к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;

к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;

к) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;

л) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;

м) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

н) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части ремонта и содержания автомобильных дорог.

Объектами государственного контроля (надзора) федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - объект контроля) являются:

а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);

деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;

деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями;

деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;

деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

внесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам таких автомобильных дорог;

внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

дорожно-строительные материалы, указанные в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);

дорожно-строительные изделия, указанные в приложении N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);

в) в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

остановочный пункт, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции;

транспортное средство;

автомобильная дорога общего пользования федерального значения и искусственные дорожные сооружения на ней;

примыкания к автомобильным дорогам федерального значения, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса;

объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

По состоянию на 1 июля 2022 года общее количество контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, которая подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю со стороны государственного автомобильного и дорожного надзора составляет 179 920.

Учет объектов контроля осуществляется по категориям риска причинения вреда (ущерба). На официальном сайте Ространснадзора, сайтах территориальных органов Ространснадзора размещена информация об объектах контроля.

Ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) на 2023 год сформирован исключительно из числа объектов контроля с присвоенной высокой категорией риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска). В реестр объектов контроля во ФГИС ЕРП внесено 500 объектов контроля с высокой категорией риска.

Ространснадзором обеспечена доступность информации об объектах контроля. На официальном сайте Ространснадзора, сайтах территориальных органов Ространснадзора размещена информация об объектах контроля, предусмотренная разделом II пункта 7 Положения о виде контроля.

На 2022 год Госавтодорнадзором было запланировано 3 854 контрольных (надзорных) мероприятия (3 160 выездных КНМ, 658 документарных КНМ и 36 инспекционных визитов).

В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) все контрольные (надзорные) мероприятия до конца 2022 года были исключены (2 577 плановых КНМ).

Ограничения также коснулись проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения которых сильно изменились и ужесточились.

Вместе с тем, Федеральным законом о государственном контроле предусмотрены мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, проведение которых не затронули ограничения Постановления N 336 - наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

За первое полугодие 2022 года территориальными органами Госавтодорнадзора проведено 2 075 контрольных (надзорных) мероприятий (что в 16 раз меньше, чем за аналогичный период 2021 года - 33 379), из них плановых - 751, что в 31,7 раз меньше аналогичного периода 2021 года (23 840), внеплановых - 1 324, что в 7,2 раза меньше аналогичного периода 2021 года (9 539).

Также за первое полугодие 2022 года проведено 7 505 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом - 6 625 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 880 выездных обследований, проведение которых за аналогичный период 2021 года не было предусмотрено действующим законодательством.

В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 3 907 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации по плановым и внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям. Выдано 752 предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, что в 15,1 раз меньше аналогичного периода 2021 года (11 379), 18 877 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что в 1,7 раз больше аналогичного периода 2021 года (11 101).

Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,6%), перевыполнен и составил 101,6%.