Приказом Ространснадзора от 19.12.2023 N ВБ-422фс утверждены программы на 2024 год.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области

железнодорожного транспорта, описание текущего развития

профилактической деятельности, характеристика проблем,

на решение которых направлена программа профилактики

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области железнодорожного транспорта (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 (далее - постановление Правительства РФ N 990).

Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 991 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта" и направлена на предупреждение нарушений соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта, требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и погрузки - разгрузки грузов, в том числе опасных грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о виде контроля), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта являются соблюдение:

- обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, лицензионных требований в области железнодорожного транспорта организациями - лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;

- обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими:

деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;

погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;

деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;

деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

- обязательных требований в области железнодорожного транспорта к:

безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

строительству, приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации;

обеспечению пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава при его эксплуатации;

обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и предоставляемых услуг;

соответствию установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, во владении (пользовании) которых находятся здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, железнодорожный подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства;

организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, выполняющим (оказывающим) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);

- требований, установленных статьей 9 Раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), статьей 9 Раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011), статьей 9 Раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011);

- обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:

- деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;

- деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

- результаты деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению (оказанию) вспомогательных работ (услуг) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);

- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования и его составные части подсистем и элементов составных частей подсистем.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Общее количество контролируемых лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) в области железнодорожного транспорта, составляет 12 105. В Реестр объектов контроля внесена информация о 32 402 объектах контроля контролируемых лиц.

Госжелдорнадзор формирует ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год исключительно из числа объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, которых в Реестре объектов контроля - 96.

Ространснадзором обеспечена доступность информации об объектах контроля. На официальном сайте Ространснадзора, сайтах территориальных органов Ространснадзора размещена информация об объектах контроля, предусмотренная разделом II пункта 7 Положения о виде контроля.

На 2022 год Госжелдорнадзором было запланировано 843 контрольных (надзорных) мероприятий (650 проверок и 193 инспекционных визита).

В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) все контрольные (надзорные) мероприятия до конца 2022 года были исключены.

Ограничения также коснулись проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения, которых сильно ужесточились.

Вместе с тем, Федеральным законом о государственном контроле предусмотрены мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, проведение которых не затронули ограничения Постановления N 336 - наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

За первое полугодие 2022 года территориальными органами Госжелдорнадзора проведено 133 контрольных (надзорных) мероприятия (далее - КНМ) (что в 5,5 раз меньше, чем за аналогичный период 2021 года - 737), из них плановых - 102, что в 5,9 раз меньше аналогичного периода 2021 года (599 проверок), внеплановых - 31, что в 4,5 раз меньше аналогичного периода 2021 года (138 проверок).

Кроме того, за первое полугодие 2022 года проведено 1689 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом - 767 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 922 выездных обследования, проведение которых за аналогичный период 2021 года не было предусмотрено действующим законодательством.

В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 35 885 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, из которых 1 728 по плановым и внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям и 34 157 по контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия с контролируемым лицом (в 2021 году плановым и внеплановым КНМ - 5 612), из них - 274 нарушения, угрожающих обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте (в 2021 году - 2 719), которые требуют применения запретных мер. Выдано 107 предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства, что в 4,4 раза меньше аналогичного периода 2021 года (466), 2 445 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что в 9,5 раз больше аналогичного периода 2021 года (256).

Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,6%) выполнен на 100% и составил 98,1%.