См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

6.4 Сроки и условия предоставления бюджетных кредитов

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетные кредиты могут предоставляться:

- из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету другого субъекта Российской Федерации - на срок до трех лет;

- из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам - на срок до пяти лет;

- из бюджета муниципального образования бюджетам других муниципальных образований, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации - на срок до трех лет.

Обязательным условием предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете местного бюджета) является отсутствие у заемщика просроченной (неурегулированной) задолженности <18> по денежным обязательствам перед соответственно субъектом Российской Федерации, (местным бюджетом, входящим в состав того же субъекта Российской Федерации) по ранее предоставленным бюджетным кредитам.

--------------------------------

<18> Оценка долговой устойчивости проводится финансовым органом субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации определены четыре показателя, которые необходимо учитывать при оценке, а также критерии отнесения муниципальных образований к трем группам заемщиков в зависимости от значений трех из указанных показателей; однако субъект Российской Федерации свободен использовать дополнительные показатели и критерии.

В общем случае обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет допустимые и недопустимые способы обеспечения исполнения обязательств, а также требует, чтобы обеспечение исполнения обязательств имело высокую степень надежности (ликвидности), и регулирует общие вопросы оценки надежности (ликвидности) обеспечения исполнения обязательств. В частности, не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:

- государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;

- банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит, и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.

В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением). Таким образом, данное условие предоставления бюджетного кредита может быть исключено, если соответствующая норма будет предусмотрена бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации, правовыми актами муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Бюджетные кредиты муниципальным образованиям рекомендуется предоставлять по процентной ставке, установленной в соответствии с законом (решением) о бюджете:

- на частичное покрытие дефицита местных бюджетов - на срок до 3 лет (а для муниципальных образований, отнесенных к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, - на более короткий срок);

- на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджетов муниципальных образований в течение финансового года, - на срок, не выходящий за пределы финансового года;

- на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, произошедших на территории муниципального образования, - на срок, не выходящий за пределы финансового года.

При предоставлении бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита местных бюджетов, а также покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджетов муниципальных образований в течение финансового года, рекомендуется в качестве дополнительного условия установить соблюдение ограничений по предельному объему дефицита бюджета муниципального образования, предельному объему муниципального долга, предельному объему заимствований и предельному объему расходов на обслуживание муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.