См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

4.5 Субсидии местным бюджетам из местного бюджета

Субсидии из бюджета муниципального образования, передаваемые бюджету другого муниципального образования, - межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования публичных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (далее также - горизонтальные муниципальные субсидии). Такие субсидии могут предоставляться из любых местных бюджетов любым иным местным бюджетам, например:

- из бюджета одного поселения бюджету другого поселения;

- из бюджета городского округа бюджету муниципального района или муниципального округа;

- из бюджета муниципального района бюджету городского или сельского поселения;

- из бюджета городского поселения бюджету городского округа с внутригородским делением;

- из бюджета внутригородского района бюджету муниципального округа и т.д.

При этом и муниципальное образование, из бюджета которого предоставляется субсидия, и муниципальное образование, бюджету которого предоставляется субсидия, должны находиться в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации.

Горизонтальные муниципальные субсидии могут использоваться для совместного выполнения полномочий несколькими муниципальными образованиями, что создает условия для экономии от масштаба, например, для финансирования совместных инвестиционных проектов при межмуниципальном сотрудничестве.

Цели и условия предоставления горизонтальных муниципальных субсидий устанавливаются соглашениями между местными администрациями, заключаемыми в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает требований к порядку определения уровня софинансирования расходных обязательств в случае предоставления горизонтальной муниципальной субсидии. В связи с этим муниципальное образование, из бюджета которого предоставляется субсидия, свободно в выборе способа установления уровня софинансирования, в частности:

- в рамках предоставления одной горизонтальной муниципальной субсидии могут быть установлены как общий уровень софинансирования расходных обязательств, так и отдельные уровни софинансирования по группам расходных обязательств (например, в зависимости от отраслевой специфики или текущего либо капитального характера софинансируемых расходных обязательств);

- уровень софинансирования может определяться как в результате переговоров между муниципальными образованиями, предоставляющим и получающим (получающими) горизонтальную муниципальную субсидию, так и на формульной основе.

В случае использования формулы рекомендуется определять уровень софинансирования как долю соответствующего муниципального образования в суммарной численности потребителей муниципальных услуг (в рамках осуществления соответствующих расходных обязательств) муниципальных образований, предоставляющего и получающего (получающих) горизонтальную муниципальную субсидию. Иными словами, распределение затрат на финансирование расходных обязательств должно соответствовать распределению выгод от исполнения расходных обязательств между муниципальными образованиями.

В самом общем случае в качестве показателя численности потребителей муниципальных услуг можно использовать численность постоянного населения. Однако предпочтительнее использовать плановую или прогнозную численность потребителей соответствующих услуг, например число посетителей культурного или спортивного мероприятия, число пользователей культурно-досугового объекта и др.

Муниципальное образование, предоставляющее горизонтальную муниципальную субсидию, также может утвердить общие правила определения уровня софинансирования расходных обязательств за счет горизонтальной муниципальной субсидии, однако следует учитывать, что принятие решений о предоставлении горизонтальной муниципальной субсидии, вероятнее всего, потребует учета большого числа факторов, влияющих на распределение затрат и выгод, поэтому индивидуальный подход будет более предпочтительным.

Вместе с тем в случае предоставления субсидий из бюджета муниципального района бюджетам поселений и из бюджета городского округа с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов предполагается наличие нескольких или множества получателей субсидии. В этом случае при распределении общего объема субсидии между муниципальными образованиями предпочтительно использовать те же подходы, что и при распределении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, в частности ежегодно рассчитывать и утверждать предельный уровень софинансирования расходных обязательств (см. подраздел "Определение общего объема субсидий и уровней софинансирования соответствующих расходных обязательств" раздела 3.6 настоящих Методических рекомендаций).