См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

Определение общего объема субсидий и уровней софинансирования соответствующих расходных обязательств

Предсказуемость и прозрачность формирования и распределения субсидий являются необходимым условием эффективного использования данного инструмента.

Общий объем субсидий должен определяться, с одной стороны, исходя из необходимости достижения вертикальной сбалансированности бюджетной системы субъекта Российской Федерации, с другой - исходя из приоритетности тех или иных направлений развития в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем задача формирования общего объема субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам должна решаться также с учетом планирования оптимального уровня софинансирования объемов финансового обеспечения конкретных полномочий органов местного самоуправления.

Применяются различные подходы к установлению уровней софинансирования субсидий из регионального бюджета. Так, для отдельных полномочий, на реализацию которых предоставляются целевые межбюджетные трансферты и которые, как правило, являются высокоприоритетными либо весьма затратными с точки зрения возможности их финансового обеспечения исключительно за счет собственных средств местных бюджетов, зачастую устанавливается максимальный уровень софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации в пределах от 90 до 99 процентов соответствующих совокупных расходов на реализацию полномочия.

Когда доля софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации не превышает 5-10 процентов, заинтересованность органов местного самоуправления в соблюдении соответствующих условий получения субсидий может быть невелика. Низкий уровень софинансирования может привести к низкой концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходов и, следовательно, к снижению эффективности применения данного инструмента.

Рекомендуется ежегодно рассчитывать и утверждать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предельные уровни софинансирования субъектом Российской Федерации расходов местных бюджетов в разрезе муниципальных образований <9>.

--------------------------------

<9> Если субсидии из регионального бюджета поселениям (внутригородским районам) не предоставляются, то предельные уровни софинансирования рекомендуется устанавливать только для муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских округов с внутригородским делением.

Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из регионального бюджета (Yj) можно рассчитывать по следующей формуле (9):

00000010.wmz

где

Ymin - минимальный уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из регионального бюджета (например, не менее 5 процентов);

Ymax - максимальный уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из регионального бюджета (например, не более 95 процентов);

РБОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования на соответствующий финансовый год (после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) замены дотации (части дотации) дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ);

РБОmin - минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год (после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) замены дотации (части дотации) дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ);

РБОmax - максимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год (после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) замены дотации (части дотации) дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ).

В любом случае как общие объемы субсидий, так и уровни софинансирования отдельных расходных обязательств со стороны субъекта Российской Федерации должны определяться исходя из их достаточности для оказания соответствующего воздействия на политику органов местного самоуправления при реализации ими собственных полномочий, на поддержку исполнения которых направлены усилия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, при сохранении финансовой, организационной и политической самостоятельности и ответственности муниципальных органов власти за конечный результат.

Уровень софинансирования субсидий со стороны местных бюджетов может быть дифференцирован. Например, учет уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в методике распределения субсидий между муниципальными образованиями в определенной степени гарантирует неискажение результатов фискального выравнивания предоставлением целевых межбюджетных трансфертов.

Уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из регионального бюджета при предоставлении субсидий не может быть установлен равным 0% или 100% ни для одного из муниципальных образований.