33.201. Требования к конструкции и испытаниям для получения права на Ранний (Early) ETOPS

33.201. Требования к конструкции и испытаниям для получения права на Ранний (Early) ETOPS.

Заявитель, обращающийся за одобрением типовой конструкции двигателя, который должен устанавливаться на двухдвигательное воздушное судно, одобряемое для выполнения полетов по правилам ETOPS, без опыта эксплуатации, указанного в пункте K25.2.1 Приложения K НЛГ 25, должен соответствовать следующему:

(a) Двигатель должен быть спроектирован с использованием приемлемой для Уполномоченного органа технологии качества проектирования, гарантирующей, что конструктивные особенности двигателя сводят к минимуму возникновение отказов, неисправностей, дефектов и ошибок при техническом обслуживании, которые могли бы привести к выключению двигателя в полете, потере управления тягой или иной потере мощности.

(b) Особенности конструкции двигателя должны учитывать проблемы, которые, как показано, приводили к выключению двигателя в полете, потере управления тягой или иной потере мощности в других, имеющих отношение к данному вопросу, типовых конструкциях Заявителя, одобренных в течение последних 10 лет, при наличии достаточных данных их эксплуатации за этот 10-ти летний период. При отсутствии у Заявителя достаточных данных из эксплуатации, он должен показать приемлемым для Уполномоченного органа способом опыт и навыки в уменьшающих проблемы методах проектирования, эквивалентных тем, которые приобретаются на основании реального опыта эксплуатации.

(c) За исключением указанного в п. (f) данного параграфа, Заявитель должен провести циклическое длительное испытание с моделированием полетных заданий ETOPS в соответствии с одобренным планом испытания на двигателе, который в основном, соответствует типовой конструкции. Испытание должно:

(1) Включать, как минимум, 3000 представительных эксплуатационных типовых полетных циклов, и три цикла, моделирующие полеты с отклонением от маршрута, при максимальной продолжительной тяге или мощности в течение максимального времени отклонения от маршрута, для которого запрашивается право выполнения полетов в соответствии с правилами ETOPS. Каждый типовой полетный цикл должен включать использование тяги или мощности при взлете, наборе высоты, крейсерском полете, снижении, заходе на посадку и приземлении, а также при реверсе тяги (если применяется). Полеты с отклонением от маршрута, должны быть равномерно распределены по продолжительности испытания. Последний полет с отклонением от маршрута должен быть выполнен в пределах 100 циклов до завершения испытания;

(2) Выполняться с независимо разбалансированными основными роторами двигателя с высокой и низкой частотами вращения для получения, как минимум, 90% от рекомендуемых уровней вибраций при техническом обслуживании в эксплуатации. Для двигателей с тремя основными роторами ротор с промежуточной частотой вращения должен быть независимо разбалансирован для получения 90% от уровня вибраций, рекомендуемого при приемке двигателя в производстве. Требуемые максимальные уровни вибраций должны быть проверены во время работы испытываемого двигателя с медленным увеличением и уменьшением частоты вращения, в диапазоне, охватывающем рабочие области частот вращения роторов двигателя;

(3) Включать, как минимум, 3 миллиона вибрационных циклов на каждой из ступеней приращения на 60 оборотов в минуту частоты вращения ротора с высокой частотой вращения в типовом полетном цикле двигателя. Испытания могут проводиться с использованием любой ступени приращения от 60 до 200 оборотов в минуту при условии, что испытание охватывает диапазон частоты вращения в типовом полетном цикле. Для ступеней приращения более 60 оборотов в минуту минимальное количество вибрационных циклов должно линейно увеличиваться до 10 миллионов циклов, соответствующих ступени приращения в 200 оборотов в минуту.

(4) Включать как минимум 300000 вибрационных циклов на каждой ступени приращения на 60 оборотов в минуту для ротора с высокой частотой вращения в одобренном эксплуатационном диапазоне частоты вращения между мощностью полетного малого газа и крейсерской мощностью, не охваченном пунктом (c)(3) данного параграфа. Испытание может быть проведено с использованием любой ступени приращения от 60 до 200 оборотов в минуту при условии, что испытание охватывает применимый диапазон по частоте вращения.

Для ступеней приращения более 60 оборотов в минуту минимальное количество вибрационных циклов должно быть линейно увеличиваться до 1 миллиона циклов, соответствующего ступени приращения в 200 оборотов в минуту.

(5) Включать обследования вибраций через периодические интервалы в течение всего периода испытания. Эквивалентная величина уровня максимальных вибраций, наблюдаемая/наблюдаемых во время обследований, должна удовлетворять требованиям к минимальным вибрациям в пункте (c)(2) данного параграфа.

(d) Перед испытанием, требуемым пунктом (c) данного параграфа, двигатель должен быть подвергнут калибровочному испытанию, чтобы документально оформить характеристики мощности и тяги.

(e) В заключение испытания, требуемого пункта (c) данного параграфа, двигатель должен быть:

(1) Подвергнут калибровочному испытанию в условиях, соответствующих уровню моря. Любое изменение в характеристиках мощности или тяги должно находиться в пределах одобренных ограничений.

(2) Визуально проконтролирован в соответствии с рекомендациями и ограничениями для контроля на крыле, содержащимися в Документации по поддержанию летной годности, представляемой в соответствии с параграфом 33.4 НЛГ 33.

(3) Полностью разобран и проконтролирован -

(i) в соответствии с применимыми рекомендациями и ограничениями для контроля, содержащимися в Документации по поддержанию летной годности, представляемой в соответствии с параграфом 33.4 НЛГ 33;

(ii) с рассмотрением причин выключения в полете, потери управления тягой или иной потери мощности, определенных пунктом (b) данного параграфа;

(iii) с определением условий износа или повреждения, которые могли бы привести к выключению в полете, потере управления тягой или иной потере мощности, не указанным конкретно в пункте (b) данного параграфа, или те, к которым нет обращения в Документации по поддержанию летной годности.

(4) Должны отсутствовать признаки износа или повреждения до степени, которая могла бы привести к выключению в полете, потере управления тягой или иной потере мощности в период эксплуатации до того момента, как компонент, узел или система могли бы быть, с большой вероятностью, проконтролированы или функционально испытаны на целостность при нахождении в эксплуатации.

До предоставления права на выполнение полетов по правилам ETOPS такой износ или повреждение должны иметь корректирующие действия, осуществляемые через изменение конструкции, изменение Руководства по техническому обслуживанию или эксплуатации. Тип и частота проявления износа или повреждения, которые имеют место во время испытания двигателя, должны согласовываться с типом и частотой проявления износа или повреждения, которые, как ожидается, могли бы иметь место на двигателях, имеющих право на выполнение полетов по правилам ETOPS.

(f) При одобрении Уполномоченным органом может быть использовано альтернативное длительное испытание в соответствии с полетным циклом, которое обеспечивает эквивалентную демонстрацию дисбаланса и вибраций, указанных в пункте (c) данного параграфа.

(g) Для Заявителя, использующего длительное испытание с моделированием полетных заданий ETOPS для соответствия параграфу 33.90 НЛГ 33, испытание может прерваться так, чтобы двигатель мог быть проконтролирован с помощью метода, применяемого на крыле, или другого метода, используя критерии, приемлемые для Уполномоченного органа, после завершения испытательных циклов, необходимых для соответствия параграфу 33.90 НЛГ 33. После контроля испытание для ETOPS должно быть продолжено для выполнения требований данного параграфа.