33.83. Вибрационное испытание

(a) Двигатель должен пройти вибрационное обследование для установления того, что вибрационные характеристики узлов, которые могут подвергаться вибрационным возбуждениям, вызванным механическими или аэродинамическими силами, являются приемлемыми во всем установленном диапазоне условий полета. Обследование двигателя должно основываться на соответствующей комбинации опыта, расчета и испытаний узлов и деталей, из которых как минимум должны испытываться рабочие лопатки, статорные лопатки, диски ротора, проставки и валы ротора.

(b) Обследование должно охватывать диапазоны мощности или тяги и как физической, так и приведенной частот вращения для каждой системы ротора, соответствующие работе во всем диапазоне условий окружающей среды в установленном диапазоне условий полета от минимальной частоты вращения до наибольшей из: 103% максимальной физической и приведенной частоты вращения, разрешенной для периодов работы продолжительностью 2 или более минут, или 100% всех других разрешенных физических и приведенных частот вращения, включая превышения частоты вращения. Если происходит индикация пиков напряжения, нарастающих требуемой физической или приведенной частоте вращения, то следует расширить диапазон испытаний для выявления имеющихся максимальных значений напряжения, причем это расширение не должно выходить за указанные границы частот вращения более чем на 2%.

(c) Должны быть оценены:

(1) Влияние на вибрационные характеристики предусмотренных изменений (включая допуски) в регулировке угла поворота направляющих лопаток, в отборах воздуха от компрессора, нагружении агрегатов, а также в наиболее неблагоприятных заявленных Заявителем искажениях потока на входе и наиболее неблагоприятных условиях в выходном канале (каналах) и при использовании реверсивного устройства; и

(2) Аэродинамический и аэромеханический факторы, которые могут вызывать или усиливать флаттер систем, подверженных этому виду вибрации.

(d) За исключением случая, указанного в пункте (e) данного параграфа, вибрационные напряжения, обусловленные вибрационными характеристиками, определенными согласно данному параграфу, в сочетании с соответствующими статическими напряжениями, должны быть меньше, чем пределы выносливости рассматриваемых материалов, с учетом введения допусков на условия работы и допустимые изменения свойств материалов. Соответствие запасов прочности каждой оцениваемой детали должно быть подтверждено. Если определено, что некоторые эксплуатационные условия или диапазоны должны быть ограничены, то должны быть введены ограничения к условиям эксплуатации и установке на воздушное судно.

(e) Влияние на вибрационные характеристики возбуждающих сил, вызванных отказными условиями (такими, как дисбаланс, локальные закупорка или расширение каналов между лопатками статора, закупорка топливной форсунки, неправильное управление средствами изменяемой геометрии компрессора, но не только ими), должно быть оценено путем испытания или расчета, или ссылки на предыдущий опыт, и должно быть показано, что оно не создает опасных, связанных с двигателем, последствий.

(f) Соответствие требованиям данного параграфа должно быть подтверждено для каждой конкретной компоновки силовой установки, которая может отрицательно воздействовать на вибрационные характеристики двигателя. Если это влияние на вибрации нельзя полностью исследовать при сертификации двигателя, то методы, с помощью которых они могут быть оценены, и методы, с помощью которых можно показать соответствие, должны быть подтверждены и определены в Документации по установке и эксплуатации двигателя.