33.68. Работа в условиях обледенения

Двигатель при работе с любыми видами защиты от обледенения должен:

(a) Работать в диапазоне полетных мощностей или тяг, включая достигаемые в полете минимальные частоты вращения ротора на малом газе при снижении воздушного судна, в условиях обледенения определяемых для турбореактивных, турбовентиляторных и турбовинтовых двигателей в Приложениях C и O к НЛГ 25, и Приложении D к НЛГ 33 и для турбовальных двигателей в Приложении C к НЛГ 29, без:

накопления льда на деталях двигателя, которое:

(1) неблагоприятно влияет на работу или вызывает недопустимое длительное снижение мощности или тяги или повышение температуры газа выше допустимой, указанной в Руководстве по эксплуатации или повышение вибраций двигателя более величины, указанной в Руководстве по эксплуатации;

(2) приводит к неприемлемой кратковременной потере мощности или тяги, или недопустимому механическому повреждению двигателя;

(3) вызывает срыв потока, помпаж или срыв пламени или потерю управляемости двигателя. Заявитель должен учесть влияния скоростного напора в полете в любом расчете критической точки и демонстрации испытаниями этих полетных условий.

(b) Работать в диапазоне полетных мощностей или тяг, включая достигаемые в полете минимальные частоты вращения ротора на малом газе при снижении воздушного судна, в условиях обледенения, определенных для турбореактивных, турбовентиляторных и турбовинтовых двигателей в Приложениях C и O к НЛГ 25, и для турбовальных двигателей в Приложении C к НЛГ 29. Дополнительно:

(1) Должно быть показано с помощью расчетного обоснования критических условий обледенения, что была проанализирована полная область обледенения, а приемлемая работа двигателя в наиболее критических условиях обледенения должна быть продемонстрирована испытанием двигателя, расчетом или комбинацией того и другого. Увеличенную продолжительность фазы полета (такой, как полет в зоне ожидания разрешения на посадку, снижение, заход на посадку, набор высоты и крейсерский полет) в критических условиях обледенения необходимо рассматривать для условий обледенения, определенных в вышеуказанных Приложениях.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

(1) Должно быть показано испытанием двигателя, расчетом или комбинацией того и другого, что двигатель может приемлемо работать в течение следующих периодов времени:

(i) при мощностях или тягах двигателя, при которых может поддерживаться горизонтальный полет: период, в течение которого обеспечивается повторяющаяся, установившаяся работа для турбореактивного, турбовентиляторного и турбовинтового двигателей в условиях обледенения, определенных в Приложениях C и O к НЛГ 25, и для турбовальных двигателей в условиях обледенения, определенных в Приложении C к НЛГ 29;

(ii) при мощности или тяге двигателя ниже той, при которой может поддерживаться горизонтальный полет:

(A) демонстрация на высотном испытательном оборудовании, моделирующем полетные условия: период в 10 минут, совместимый с моделируемым полетом при снижении с высоты 3 км в условиях максимального длительного обледенения, определенных в Приложении C к НЛГ 25 для турбореактивного, турбовентиляторного и турбовинтового двигателей, и в условиях обледенения, определенных в Приложении C к НЛГ 29 для турбовальных двигателей, плюс запас в 40 процентов по содержанию жидкой воды, при критическом уровне воздушной скорости и температуры воздуха; или

(B) демонстрация на наземном испытательном оборудовании: период трех циклов воздействия переменного обледенения, соответствующего уровням содержания жидкой воды и стандартным длинам облака, начиная с условий максимального кратковременного обледенения, а затем в условиях максимального длительного обледенения, определенных в Приложении C к НЛГ 25 для турбореактивного, турбовентиляторного и турбовинтового двигателей, и в условиях обледенения, определенных в Приложении C к НЛГ 29 для турбовальных двигателей, при критическом уровне температуры воздуха.

(c) Дополнительно для соответствия пункта (b) данного параграфа должны быть продемонстрированы испытанием двигателя условия, приведенные в табл. 1 данного параграфа, если они не заменяются сходными условиями испытаний на основании расчетного обоснования критических условий обледенения, которые являются более критическими или создают эквивалентный уровень жесткости.

(d) Работать без неблагоприятных последствий в течение 30 мин при каждом из условий обледенения, показанных в табл. 2 данного параграфа, с располагаемым при наиболее критических условиях отбором воздуха для противообледенительной защиты двигателя с последующей приемистостью и кратковременной работой на режиме взлетной мощности или тяги. При работе в течение 30 мин на режиме малого газа двигатель может периодически переводиться на режим промежуточной мощности или тяги способом, приемлемым для Уполномоченного органа. Для демонстрации того, что внешние температуры ниже испытательной температуры являются менее критическими, может быть использован расчет. Заявитель должен указать в Руководстве по эксплуатации двигателя любые продемонстрированные процедуры периодического повышения режима и минимальные внешние температуры как обязательные в условиях обледенения. Заявитель должен продемонстрировать, с учетом ожидаемых высот аэропортов, условия обледенения, показанные в табл. 2.

Таблица 1 - УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ

ИСПЫТАНИЕМ ДВИГАТЕЛЯ

Условие

Полная температура воздуха

Концентрации переохлажденной воды (минимум)

Медианный объемный диаметр капли

Период

1.

Гололедные условия

От -6 до -4 °C

2 г/м3

От 25 до 35 микрон

(a)

10-минутный для мощности или тяги ниже стабильного горизонтального полета (снижение на малом газе).

(b)

Необходимо показать повторяющуюся установившуюся работу для более высоких тяг или мощностей (50%, 75%, 100% максимальной продолжительной).

Продолжение таблицы 1

Условие

Полная температура воздуха

Концентрации переохлажденной воды (минимум)

Медианный объемный диаметр капли

Период

2. Условия изморози

От -23 до -18 °C

1 г/м3

От 15 до 25 микрон

(a)

10-минутный для мощности или тяги ниже стабильного горизонтального полета (снижение на малом газе).

(b) Необходимо показать повторяющуюся установившуюся работу для более высоких тяг или мощностей (50%, 75%, 100% максимальной продолжительной).

3.

Ожидание в условиях гололеда (только турбореактивный, турбовентиляторный и турбовинтовой).

Только турбореактивный и турбовентиляторный: от -12 до -8 °C.

Только турбовинтовой: от -17 до - 12 °C.

Перемежающийся цикл:

Первый 1,7 г/м3 (1 мин.)

Затем 0,3 г/м3 (6 мин.)

От 20 до 30 микрон

Необходимо показать повторяющуюся установившуюся работу в течение 9 минут (или 45 минут максимально).

4.

Ожидание в условиях изморози (только турбореактивный, турбовентиляторный и турбовинтовой)

Только турбореактивный и турбовентиляторный: от -23 до

-18 °C.

Только турбовинтовой: от -17 до -12 °C.

0,25 г/м3

От 20 до 30 микрон

Необходимо показать повторяющуюся установившуюся работу в течение 9 минут (или 45 минут максимально).

Таблица 2 - МЕТОДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ

УСЛОВИЙ ОБЛЕДЕНЕНИЯ

Условие

Полная температура воздуха

Концентрации переохлажденной воды (минимум)

Медианный объемный диаметр капли

Демонстрация

1.

Условия изморози

От -18 до -9 °C

Жидкость 0,3 г/м3

15 - 25 микрон

Испытанием двигателя

2.

Условия гололеда

От -7 до -1 °C

Жидкость 0,3 г/м3

15 - 25 микрон

Испытанием двигателя

3.

Условия смерзшегося снега

От -3 до 0 °C

Лед - 0,9 г/м3

100 микрон (минимум)

Испытанием, расчетом или комбинацией того и другого

4.

Условия обледенения при больших каплях (только турбореактивный, турбовентиляторный и турбовинтовой).

От -9 до -1 °C

Жидкость 0,3 г/м3

100 микрон (минимум)

Испытанием, расчетом или комбинацией того и другого

(e*) Демонстрировать испытанием, расчетом или комбинацией того и другого приемлемую работу турбореактивного и турбовинтового двигателей в условиях смешанной фазы и условиях обледенения при кристаллическом льде в пределах Приложения D к НЛГ 33, в диапазоне полетной мощности или тяги, включая минимальные частоты вращения малого газа во время снижения.