Дополнение D33.1

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НЛГ 33

D33.1.1. [Зарезервирован]

D33.1.2. [Зарезервирован]

D33.1.3. Основные детали авиационного газотурбинного двигателя - детали, разрушение которых или последствия этого разрушения могут привести к опасным, связанным с двигателем, последствиям согласно параграфу 33.75 НЛГ 33.

D33.1.4. Ожидаемые условия эксплуатации (ОУЭ) двигателя - условия, включающие в себя параметры (режимы) полета, параметры состояния и факторы воздействия на двигатель внешней среды и эксплуатационные факторы.

D33.1.5. Компоненты двигателя - составные части систем двигателя, входящие в его типовую конструкцию, устанавливаемые на нем и/или на воздушном судне: агрегаты, оборудование (включая соединительное) и другие комплектующие (готовые) изделия.

D33.1.6. Установившийся режим - режим работы двигателя при неизменном положении РУД, при котором его параметры не изменяются во времени при неизменных значениях давления и температуры атмосферного воздуха на входе или изменения не выходят за пределы допусков, указанных в технической Документации.

D33.1.7. Одобренная - подтвержденная на соответствие требованиям НЛГ 33 и одобренная в результате сертификации величина параметра, характеристика, конструкция, версия программного обеспечения (ПО) и др.

D33.1.8. Установленные - одобренные и указанные в Карте данных Сертификата типа двигателя, применительно к определенным условиям на входе в двигатель, величины тяги, мощности и других характеристик двигателя.

D33.1.9. Установленная максимальная продолжительная мощность - применительно к поршневым, турбовинтовым и турбовальным двигателям - одобренная тормозная мощность, развиваемая на земле (в статических условиях) или в полете на определенной высоте при стандартных атмосферных условиях и утвержденная для использования в течение неограниченных периодов времени в пределах ограничений, указанных в параграфе 33.7 НЛГ 33.

D33.1.10. Установленная максимальная продолжительная тяга - применительно к турбореактивным двигателям - одобренная тяга, развиваемая на земле (в статических условиях) или в полете на определенной высоте при стандартных атмосферных условиях, без впрыска жидкости и без сжигания топлива в отдельной камере сгорания и утвержденная для использования в течение неограниченных периодов времени в пределах ограничений, указанных в параграфе 33.7 НЛГ 33.

D33.1.11. Установленная взлетная мощность - применительно к поршневым, турбовинтовым и турбовальным двигателям - одобренная тормозная мощность, развиваемая на земле (в статических условиях) при стандартных атмосферных условиях на уровне моря и утвержденная для взлета с ограничением периода непрерывного использования не более 5 мин в пределах ограничений, указанных в параграфе 33.7 НЛГ 33.

D33.1.12. Установленная взлетная тяга - применительно к турбореактивному двигателю - одобренная тяга, развиваемая на земле (в статических условиях) при стандартных атмосферных условиях на уровне моря, без впрыска жидкости и без сжигания топлива в отдельной камере сгорания и утвержденная для осуществления взлета с ограничением периода непрерывного использования не более 5 мин в пределах ограничений, указанных в параграфе 33.7 НЛГ 33.

D33.1.13. Установленная 30-минутная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным газотурбинным двигателям (ГТД) - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных согласно параграфу 33.7 НЛГ 33, и утвержденная для одноразового непрерывного использования в течение не более 30 мин после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета.

D33.1.14. Установленная 2,5-минутная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных согласно параграфу 33.7 НЛГ 33, и утвержденная для периодов непрерывного использования в течение не более 2,5 мин после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета.

D33.1.15. Установленная 2-минутная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных двигателю, для продолжения одного полета после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета, с использованием в одном полете до трех периодов продолжительностью не более 2 мин каждый, и с последующим обязательным контролем двигателя и проведением предписанных работ по техническому обслуживанию.

D33.1.16. Установленная 30-секундная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных двигателю, для продолжения одного полета после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета, с использованием в одном полете до трех периодов продолжительностью не более 30 с каждый, и с последующим обязательным контролем двигателя и проведением предписанных работ по техническому обслуживанию.

D33.1.17. Переменный процесс - процесс изменения по времени параметров двигателя между двумя установившимися режимами (запуск, полная и частичная приемистость, дросселирование, останов).

D33.1.18. Дросселирование - переменный процесс снижения тяги (мощности) двигателя вследствие уменьшения расхода топлива при перемещении рычага управления двигателем (РУД).

D33.1.19. Приемистость - переменный процесс повышения тяги (мощности) двигателя вследствие увеличения расхода топлива при быстром перемещении РУД.

D33.1.20. Реверсивная тяга двигателя - обратная тяга, направленная противоположно полету и развиваемая двигателем при включенном реверсивном устройстве.

D33.1.21. Земной малый газ (ЗМГ) - минимальный по тяге (мощности) или частоте вращения ротора (коленчатого вала) установившийся режим работы двигателя на земле, поддерживаемый его системой управления.

D33.1.22. Полетный малый газ (ПМГ) - установившийся режим работы двигателя при минимально допустимой частоте вращения ротора двигателя, обеспечивающей требуемую приемистость и величину тяги при заходе на посадку.

D33.1.23. Нормальный запуск (запуск) - переменный процесс раскрутки ротора или коленчатого вала двигателя от неподвижного состояния (или режима авторотации) до достижения частоты вращения режима земного (или полетного) малого газа при обеспечении времени запуска и других параметров в пределах, установленных технической Документацией.

D33.1.24. Ложный запуск - раскрутка ротора двигателя пусковым устройством с подачей топлива в камеру сгорания при выключенной системе зажигания.

D33.1.25. Установленная продолжительная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных двигателю, и ограниченная по использованию временем, требуемым для завершения полета после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета.

D33.1.26. Максимально допустимая частота вращения - наибольшая физическая частота каждого ротора, которая не может быть превышена в эксплуатации на любом применяемом режиме, включая переменные процессы.

D33.1.27. Температура газа перед турбиной - среднемассовая температура заторможенного потока газа в горле соплового аппарата I ступени турбины на установившихся режимах (в дальнейшем - температура газа).

D33.1.28. [Зарезервирован]

D33.1.29. Максимально допустимая температура газа - наибольшая температура газа, которая не может быть превышена в эксплуатации на любом применяемом режиме, включая переменные процессы.

D33.1.30. Максимально допустимый крутящий момент - применительно только к двигателям со свободной турбиной - наибольший крутящий момент, который не может быть превышен в эксплуатации на любом применяемом режиме, включая переменные процессы.

D33.1.31. Давление на входе - полное давление в соответствующей точке системы всасывания поршневого двигателя.

D33.1.32. Ресурс - максимально допустимая наработка основной детали двигателя от начала эксплуатации до снятия с эксплуатации.

D33.1.33. [Зарезервирован]

D33.1.34. [Зарезервирован]

D33.1.35. Типовой полетный цикл (ТПЦ) двигателя - указанное в ожидаемых условиях эксплуатации изменение по времени давления и температуры воздуха на входе в двигатель и основных параметров двигателя, характеризующих режимы его работы при выполнении типового полета воздушного судна, включая наземную наработку, отнесенную к одному типовому полету.

Примечания:

1. Двигатель может иметь несколько различных ТПЦ.

2. ТПЦ включает в себя установившиеся режимы и переменные процессы двигателя, от запуска на земле перед полетом, в течение всего полета и до выключения после посадки и руления. В наземной наработке учитываются все режимы и переменные процессы, используемые при проведении работ по техническому обслуживанию.

3. Режимы работы двигателя задаются с указанием ожидаемых внешних условий (профиль типового полета по высоте, отклонения от стандартной атмосферы).

D33.1.36. Максимально допустимая эксплуатационная нагрузка - максимальная нагрузка, которая возможна при эксплуатации узла в течение расчетного ресурса и срока службы.

D33.1.37. Предельная нагрузка - нагрузка, полученная умножением максимальной эксплуатационной нагрузки (за исключением нагрузок, вызванных тепловыми эффектами) на коэффициент безопасности.

D33.1.38. Работоспособность - состояние двигателя, при котором он способен выполнять заданные функции, имея параметры, установленные требованиями технической документации.

D33.1.39. Огненепроницаемый материал или компонент - материал или компонент, способный выдерживать, как сталь или лучше, пламя с температурой (1100 +/- 80) °C как минимум в течение 15 мин при выполнении своих функций.

D33.1.40. Огнестойкий материал или компонент - материал или компонент, способный выдерживать пламя с температурой (1100 +/- 80) °C как минимум в течение 5 мин при выполнении своих функций.

D33.1.41. Допустимость повреждения - элемент процесса управления ресурсом, который признает потенциальное существование дефектов детали, связанных со свойствами структуры материала, обработкой материала, конструкцией детали, изготовлением или применением, и учитывает наличие дефектов при проектировании, рассматривая сопротивление распространению трещин, методы механики разрушения, контроль технологических процессов и неразрушающие методы контроля.

D33.1.42. Инженерно-технический план - перечень допущений, технических данных и действий, требуемых для установления и поддержания ресурсных возможностей основных деталей двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах. Инженерно-технический план разрабатывается и выполняется как часть деятельности, проводимой до и после сертификации.

D33.1.43. План изготовления - перечень ограничивающих условий конкретных технологических процессов изготовления детали, которые должны быть включены в Документацию по изготовлению (чертежи, процедуры, спецификации и так далее) основной детали, ресурс которой устанавливается в циклах, для обеспечения того, чтобы она удовлетворяла цели проектирования, установленной в Инженерно-техническом плане.

D33.1.44. План управления обслуживанием - перечень технологических процессов технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации для обеспечения того, чтобы основная деталь двигателя, ресурс которой устанавливается в циклах, удовлетворяла цели проектирования, установленной в Инженерно-техническом плане.

D33.1.45. Модуль - это группа входящих в состав двигателя узлов (сборочных единиц) и деталей, конструктивно-технологическое исполнение которой обеспечивает возможность замены модуля в условиях эксплуатации на любом двигателе одной модификации и серии без проведения подгонки, балансировки и испытаний двигателя на стенде.

D33.1.46. Превышение частоты вращения вала ротора или превышение крутящего момента на выходном валу, или превышение температуры газа при переменном процессе - временный заброс частоты вращения вала ротора, крутящего момента на выходном валу или температуры газа, который следует за быстрой приемистостью от режима малого газа до тяги или мощности в заявленных условиях.

D33.1.47. Нормальное рабочее давление - максимальное избыточное давление, определяемое как наиболее вероятное при эксплуатации во всех полетах, включая колебания (пульсации) давления при нормальной работе клапанов, кранов, дроссельных отверстий и др.

D33.1.48. Максимальное рабочее давление - максимальное избыточное давление, которое может иметь место в наиболее неблагоприятных условиях эксплуатации (например, скорость и высота полета, температура окружающего воздуха, частота вращения, использование режимов при одном неработающем двигателе), включая значительные колебания (пульсации) давления при нормальной работе клапанов, кранов, дроссельных отверстий и др.

D33.1.49. Максимально возможное рабочее давление - максимальное избыточное давление, которое может иметь место в наиболее неблагоприятных условиях эксплуатации (например, скорость и высота полета, температура окружающего воздуха, частота вращения, использование режимов при одном неработающем двигателе) в сочетании с отказом детали двигателя или системы управления, или комбинациями отказов с вероятностью большей, чем крайне маловероятная. Должны учитываться любые колебания давления в результате нормального или аварийного использования клапанов, кранов и др., когда это может создать значительные пульсации давления.

D33.1.50. Статорные детали, подвергаемые значительным нагрузкам от давления газа или жидкости - статорные детали, на которые воздействуют нагрузки от высокого давления, или детали, на конструкцию которых воздействуют нагрузки давления от содержащихся в них газа или жидкости. Примерами таких деталей являются корпуса компрессора, камеры сгорания и турбины, теплообменники, электромагнитные клапаны отбора воздуха, пусковые двигатели или компоненты топливной, масляной и гидравлической систем. Особое внимание должно уделяться любой крышке заливной горловины.

D33.1.51. Небезопасное (опасное) условие - условие, которое если не исправлено, с достаточным основанием может привести к одному (или более) серьезному ранению.

D33.1.52. Неуправляемый пожар - пожар, который не может быть прекращен с помощью выключения двигателя или с помощью бортовых систем пожаротушения.

D33.1.53. Максимальное превышение крутящего момента - применительно только к двигателям со свободной турбиной - максимальный крутящий момент для всех режимов работы двигателя (за исключением режимов при одном неработающем двигателе продолжительностью 2 мин и менее), непреднамеренное использование которого в течение периодов времени до 20 с не требует снятия двигателя с эксплуатации или проведения технического обслуживания (отличного от устранения причины).

D33.1.54. ETOPS (Полеты расширенной дальности для двухдвигательных самолетов) - полеты двухдвигательных самолетов, одобренных Уполномоченным органом (одобрение ETOPS) на выполнение полетов за пределами пороговой дистанции от аэродрома требуемого уровня, определенной в соответствии с эксплуатационными требованиями.

D33.1.55. Ранний ETOPS - одобрение типовой конструкции ETOPS, полученное без достижения опыта эксплуатации без ETOPS комбинацией самолет - двигатель, претендующей на сертификацию по ETOPS.

D33.1.56. ФАП-21 - Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Минтранса России от 17 июня 2019 г. N 184.

D33.1.57. НЛГ 25 - Нормы летной годности самолетов транспортной категории.

D33.1.58. НЛГ 29 - Нормы летной годности винтокрылых летательных аппаратов транспортной категории.

D33.1.59 НЛГ 35 - Нормы летной годности воздушных винтов.

D33.1.57. Уполномоченный орган - Федеральное агентство воздушного транспорта, осуществляющее обязательную сертификацию авиационной техники.